В Шайтанском староверском ските переплелись духовность, туризм, культура и историческая значимость

Лесная растительность по колено, а местами и по пояс, комары и гнус, жара и хлынувший дождь: непростым выдался июльский поход к месту упокоения иноков Макария Чумакова и Гавриила Зубкова, куда мы отправились с заслуженным путешественником России Леонидом Букриным. А обратно прыгали по болотным кочкам, вязли в жиже, рискуя опоздать на электричку. Несмотря на трудности, поход удался. И немало порадовал!

Река Малая Черная действительно темноватого оттенка

Полтора года назад мы уже были здесь с Леонидом Петровичем. Правда, разыскали тогда урочище Макария только с третьей попытки — шли по снегу, по руслу замерзшей реки Малой Черной, любуясь проделками трудяг-бобров… На этот раз мы двигались увереннее, сквозь заросли папоротника и готовых вот-вот зацвести пиканов, правда, все равно чуть не пропустили нужный поворот реки. Летом это место, как оказалось, такое же труднодоступное, да и ориентироваться здесь непросто, зато увидеть можно намного больше, чем зимой.

Если не знаешь — пройдешь мимо и не заметишь этого места

…Сюда не ходят белокриницкие старообрядцы. Далековато. Да и непросто для неподготовленных людей. Однако святость этого глухого и затерянного в уральской тайге места меня лично привлекает снова и снова. И, конечно, не меня одного. То ли часовенные так искренне почитают убиенного инока, то ли туристы впечатлены этой мрачной тайной, но факт в том, что предполагаемая могила Макария и второго пустынножителя, подвизавшегося вместе с ним, благоустроена, отчего взгляд радуется. В этот раз мы натыкаемся на новый памятник, на новую надпись: «Здесь захоронены устроители Шайтанского Староверческого скита».

Место обозначено литым, традиционным для старообрядцев, распятием
Кем-то срубленный мост — отличный ориентир на подходе к урочищу Макария

И как тут не вспомнить обстоятельства трагедии, произошедшей почти двести лет назад? В XVIII веке здесь был Шайтанский скит старообрядцев. Населяло его всего несколько человек, пока не прознали о нем власти — в 1835 году он был разорен и сожжен по распоряжению чиновников. Но за восемь лет до этого здесь скончался устроитель скита, инок Макарий. Он «вовремя» ушел в мир иной и не увидел, какое поругание постигло его детище. Вероятно, следом за ним на ответ к Богу ушел и второй подвизавшийся здесь скитник. О них стало известно, благодаря сыну Макария Савину — по согласованию с супругой он оставил семью в цивилизации, но дети продолжали навещать его в глухой уральской тайге.

Кресты и таблички кем-то исправно дополняются…

В книге А. Топоркова «О Васильево-Шайтанском заводе» немало рассказано подробностей об этом святом месте. В частности, известно, что именно здесь и погребено тело раба Божия инока Макария — он скончался 12 апреля 1827 года на 63 году жизни. О его «напарнике» иноке Гаврииле, к сожалению, ничего неизвестно. Но знаем мы другое: когда заводской исправник прибыл сюда для составления протокола об этом религиозном месте, то действительно нашел две могилы, вскрыл их и, увидев в одной истлевшее тело, а в другой частично сохранившееся, зарыл их и написал докладную записку. Ничего не сообщается об осквернении могил — тот же чиновник закопал их. Спустя некоторое время сюда вернулись уполномоченные властью, чтобы уничтожить все постройки монастыря, которые, по понятным причинам, не были да и не могли быть согласованы чиновниками. Сделали ли что-то с могилами — неизвестно, но записи уверяют, что здешние могилы настоящие…

Такую табличку вряд ли сделали бы посторонние — значит, часовенные!

Сегодня это место — редкий пример того, как тесно туристическая привлекательность связана с культурно-исторической значимостью. Кто бы ни обустроил это место, очевидно, что выполнено благоустройство с любовью и почтением. После такого обновления сюда стало еще приятнее приходить, дышать полной грудью и просить прощения у инока Макария за то, что не мы, а кто-то другой обозначил это место, вложил сюда силы и, конечно, средства. Есть нам у кого поучиться!


Фото автора

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (1)

  1. В чем заключается «туристическая привлекательность», кроме комаров и гнуса, болотных кочек, вязкой жижи? Наверное маршрут «пятерочный» — безнаселенка, километраж, непроходимые пороги черной реки… Опять же культурно-исторический аспект — приложена рука старообрядца, но не поповца, а беспоповца, еще точнее — часовенного. Это понятно проницательным путех шествующим по текстам оставленных надписей и скромному намогильному кресту из дощечек… Ожидаю следующий репортаж о возведении над могилами чьей-то добротой рубленных крестов, каковые на Сунарецком острове одним топором посеце инок Епифаний…

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля