После раскола Русской Церкви XVII века, когда церковные иерархи отступили от церковного предания, основная роль апологии веры, богословия и ее защиты от нападок перешла к особой категории образованных мирян, которых стали называть начетчиками — людьми начитанными, получающими либо самостоятельное, либо академическое образование и использующими свои знания в целях проповеди старой веры. Издание апологетической литературы, просветительские встречи с местным жителями, диспуты с синодальными миссионерами, обсуждения важных церковных проблем на круглых столах и в прессе — вот лишь некоторые дела дореволюционного начетничества.
Одним из самых известных начетчиков XIX века был крестьянин Семен Семенович (1830-1867). Родился он в д. Петрищево Серпуховского уезда Московской губернии, по происхождению был крепостным графа Орлова-Давыдова. Постоянно занимаясь самообразованием, он начал проводить встречи со старообрядцами иных согласий и синодальными миссионерами, стремившимися разными способами отвратить старообрядцев от своей веры. В начале 50-х годов XIX века начитанность Семена Семеновича была замечена предстоятелем старообрядческой Церкви архиепископом Антонием (Шутовым), который, до своего поставления в архипастырский сан, сам был начетчиком.
В 1853 году владыка Антоний назначил Семена Семеновича своим письмоводителем и секретарем. На этой должности Семен Семенович занимается не только секретарской деятельностью, но и становится активным участником диспутов, автором ряда апологетических сочинений, таких как «Заметки о нуждных церковных обстоятельствах», «Апология старообрядческого священства» и многих других. В содружестве с другими авторами готовит ряд сочинений по межстарообрядческой полемике, среди них — известные «Ответы на вопросы лужковцев» (группы старообрядцев, отказавшихся принять Белокриницкую иерархию), также он написал ряд сочинений в защиту «Окружного послания».
В середине 60-х годов Семен Семенович приобрел славу знающего и умелого защитника древлеправославия в различного рода «прениях о вере»; был постоянным оппонентом известного миссионера Павла Прусского. После отступления старообрядческого епископа Пафнутия (Овчинникова) в единоверие тот стал регулярно проводить в Кремле на Красном крыльце миссионерские «народные беседы», но в лице Семена Семеновича всегда встречал сильного оппонента. Обладая огромными знаниями в области Священного Писания, святоотеческого наследия, он уверенно отклонял доводы своего нового противника, вчерашнего друга и единомышленника, и, переходя от обороны к нападению, часто ставил его в затруднительные положения. В конечном итоге под влиянием этих бесед Пафнутий раскаялся в своем отступлении и вернулся в старообрядческую Церковь.
Также, разъясняя на многочисленных беседах истинный смысл «Окружного послания», при встрече с вождями неокружников Давыдом Антиповым и Ефремом Крючковым Семен Семенович опроверг аргументацию раздорников Церкви. Так, на московском собеседовании 1866 года, когда в присутствии всего российского старообрядческого епископата проходили продолжительные прения между приемлющими и не приемлющими «Окружное послание», в частности, были опровергнуты доводы неокружников о том, что написание «Иисус» принадлежит имени другого бога, что нельзя почитать четвероконечный крест и нельзя приносить пятую просфору за власть предержащих. Рукописные заметки об одной из таких бесед, бывшей 20 августа 1866 года, сделанные неким старообрядцем, хранились в библиотеке Рогожского кладбища.
Начетчик Семен Семенович не щадил ни сил, ни здоровья для проповеди Старой Веры. Колеся по дорогам Российской Империи, он встречался со всеми желающими на диспутах и собеседованиях круглый год. В одной из таких поездок он сильно простудился и вскоре предал душу Господу. Погребен на Рогожском кладбище. На его надгробном камне, в ограде известной старообрядческой благотворительницы Х.И. Шелапутиной, в доме которой обыкновенно он проживал, выгравирована эпитафия в виде акростиха «Иларион — Симеону», которая написана его другом и отчасти соавтором, другим старообрядческим начетчиком И.Г. Кабановым.
Ау, начетчики XXI века, громящие в диспутах на каждом углу каждого первого встречного! Где вы!!!!!!
Тишина. Только шелест клавиатурных клавиш, да пощелкивание мыши…