Открыт образ Богородицы XVI века

В Москве на пресс-конференции МИА «Россия сегодня» был представлен уникальный Седмиезерный образ Богородицы XVI века. Образ был открыт специалистами кафедры реставрации темперной живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Под слоями поздних почерневших записей обнаружилась не только хорошая сохранность средневекового письма, но и другой иконографический тип. 

Ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, член Президиума Российской академии художеств Иван Глазунов

В русской культуре прибыло: на один памятник XVI века стало больше, это для нас великая радость, — сказал Иван Глазунов.

Он рассказал, что в 2017 году в реставрационные мастерские Академии была передана из Переславль-Залесского музея-заповедника «невыразительная» богородичная икона XIX в., одна из «черных досок» — «и вдруг в наших стенах открывается XVI век, от которого не так много дошло».

В числе многих икон этот запрестольный двусторонний образ попал в музей в 20–30-е годы ХХ века, после закрытия церквей и монастырей, рассказала главный хранитель Переславль-Залесского музея-заповедника Наталья Аратова. По ее словам, пока невозможно определить ее происхождение. На обратной стороне — изображение двух святых, которое сделано значительно позже XVI века. В рамках сотрудничества с Академией  живописи, ваяния и зодчества эта икона была отобрана для студенческих дипломных работ на кафедре реставрации. Два года ушло на работу с ней, а еще через год икона вернется в музей, займет достойное место в экспозиции, а сотрудники продолжат исследование ее судьбы, отметила Н. Аратова.

Главный хранитель Переславль-Залесского музея-заповедника Наталья Аратова

Разница между привычными нам образами Божией матери и этим в том, что правая рука сложена благословляющим перстосложением. Это не совсем традиционно для икон Божьей Матери. Как правило, Богородица на иконе как бы представляет Богомладенца — воплотившегося в мир Христа Спасителя, а тут она участвует в благословении народа Божьего своим благословляющим жестом, — сказал древлехранитель Московской городской епархии, протоиерей Леонид Калинин.

Древлехранитель Московской городской епархии, протоиерей Леонид Калинин

По мнению о. Леонида, обнаруженная икона происходит из Седмиезерного монастыря в Казанской епархии, ныне возрожденного.

Как напомнил заведующий кафедрой реставрации темперной живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Виктор Баранов, открытый  Седмиезерный образ Богородицы — один из списков иконы Дионисия, написанной в 1502 году для собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Всплеск почитания Седмиезерного образа относится к XVII веку, а подобных икон XVI века совсем немного. Рассказав обо всех этапах реставрационного процесса, Баранов продемонстрировал фотографии, которые дают представление том, что в поздней записи было изменено положение правой руки Богоматери — она касалась ладонью правой ступни Младенца Христа (ректор Академии считает, что это особенность иконографии Шуйского образа Богоматери). В первоначальной живописи XVI века видно, что положение этой руки иное: благословляющий жест дает основания специалистам говорить об особенностях иконографии именно Седмиезерного образа.

С потемневшими древними иконами в истории поступали по-разному: могли повторить исходный образ или изменить его детали, а иногда на доске, черной от потемневшей олифы, уже нельзя было рассмотреть первоначальное изображение, и иконописцы писали новый сюжет. Почему в данном случае было изменено положение правой руки Богородицы? По предположению Ивана Глазунова, икона могла быть записана в середине XIX в., при Николае I, когда ужесточилась борьба со старообрядчеством. Возможно, тогда еще можно было разглядеть, что на иконе XVI века Богоматерь благословляла двуперстным сложением.

Вероятно, икону переписали, чтобы убрать акцент старообрядческого перстосложения. Это не раз делалось, — предположил ректор.

В свою очередь, о. Леонид также прокомментировал процесс реставрации. По его словам, бывает, что при раскрытии ранней иконы специалисты недооценивают значение позднего слоя живописи. Поэтому он посоветовал реставраторам «не торопиться, пытаясь дойти до более древних слоев, уничтожая более поздние, но ценные слои». Не имея в виду открытие Седмиезерного образа, он продолжил:

Современные методики исследования и технические средства позволяют проникнуть вглубь иконы, не уничтожая эти слои, и понять, на какую эпоху, на какой момент следует ее реставрировать. Потери в любом случае невосполнимы. Я всегда говорю так: лучше икону не реставрировать, чем ее отреставрировать непрофессионально. В церкви есть такая проблема: некоторые настоятели считают себя компетентными, берутся за то, в чем они не компетентны. Надо еще и еще раз донести мысль: если мы говорим о реставрации, то надо обращаться к высокопрофессиональным коллективам.

Седмиезерный образ Богородицы XVI века

Говоря о культурном и духовном значении обретенного образа, протоиерей отметил:

XVI век — драматический для России, при этом — высочайший уровень духовности, развитие монашества, монастырей русского Севера. Иконописная школа, которая была очень развита в XVI веке на Руси повсеместно, здесь выразилась в таком замечательном образе, который уникален и по иконографии, и по своей принадлежности к эпохе… Этот образ — своего рода Highlight, высшая точка развития самобытности русской иконографии. Русская культура в высшей точке своего художественного развития ни в чем не уступает Византии. Это удивительное, духовное, молитвенное искусство, которое явила Святая Руси и вложила его в сокровищницу мирового художественного творчества как особую самобытную страницу.


Источник: blagovest-info.ru

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля