В последнее время всё чаще поступает информация о том, что и в старообрядческой, и в новообрядческой церкви появляются лица, собирающие по храмам и монастырям старинные иконы и церковную утварь, которые предлагают настоятелям, не имеющим возможности их отреставрировать, передать им эти иконы, а взамен написать новую икону или же осуществить денежную компенсацию, учитывая материальную нужду многих храмов. По законодательству Российской Федерации такое действие является преступлением, а по правилам Церкви — нарушением святоотеческих канонов.
В Циркуляре РПЦ № 991 от 24 февраля 2016 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий сообщает:
Напоминаю Вам, что сохранение и передача грядущим поколениям бесценного духовного наследия Русской Православной Церкви, запечатленного в памятниках церковного искусства — архитектуры, иконописи, произведениях изобразительного и ювелирного искусства, скульптуры, всегда было очевидной и насущной задачей Церкви.
Священные каноны, в частности, 12 правило VII Вселенского собора, устанавливают принцип неприкосновенности церковного имущества. В категоричной форме этот принцип выражен в 35 правиле Карфагенского собора:
Положено, чтобы никто не продавал церковной собственности.
Если появляется необходимость в передачи церковной собственности, то, согласно 38 и 41 Апостольским правилам, 35 и 42 правилам Карфагенского собора, ее распорядителем является правящий епископ или собор епископов. В частности, 42 правило Карфагенского собора гласит:
Определено такожде, чтобы пресвитеры, без соизволения своих епископов, не продавали вещей Церкви, в которой посвящены.
Далее митрополит Ювеналий продолжает свое обращение благочинным Московской епархии:
Современным церковным законодательством старинные иконы, равно как и предметы церковной утвари, относящиеся к музейным предметам и коллекциям, а также созданные до 1940 года, относятся к особо ценному движимому имуществу религиозных организаций Русской Православной Церкви (Положение о едином порядке владения, пользования и распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом религиозных организаций Русской Православной Церкви, утверждённое Священным Синодом Русской Православной Церкви 27 июля 2011 года (журнал № 77)).
Согласно п. 4.2. данного Положения, приходы, братства (сестричества), епархиальные монастыри, архиерейские подворья, духовные образовательные учреждения епархиального подчинения не вправе совершать сделки по распоряжению особо ценным движимым имуществом богослужебного назначения (в том числе договоры купли-продажи, аренды, залога данного имущества). Положением допускается передача особо ценного движимого имущества богослужебного назначения в собственность (пользование) епархии, в структуру которой входят данные религиозные организации. При этом подобные сделки совершаются на основании распоряжения епархиального архиерея.
Таким образом, Русской Православной Церковью определено, что сделки по отчуждению старинных икон и предметов церковной утвари (прямая продажа их скупщикам; передача на реставрацию нескольких икон или предметов под условие перехода в собственность реставраторов их части; обмен старинных икон или предметов на новые и т. д.) являются незаконными и недопустимыми, а клирики, виновные в заключении этих сделок, подлежат мерам канонического воздействия и уголовной ответственности. Между тем старообрядческий мир всё чаще сотрясают новости об очередной незаконной продаже церковных икон, замене икон старого письма на новые, передаче икон на реставрацию иноверцам и другие неправомерные действия. На данный момент в старообрядчестве нет ни одного Постановления Собора или иного документа, определяющего меры канонического воздействия в подобной ситуации.
РПСЦ тоже необходимо обратиться к этому вопросу и сделать постановление, т.к., увы, и в нашей Церкви есть приходы, в которых таинственным образом исчезают древние иконы, а вместо них появляются новые.
следование Преданию, вкл. Апостольские Правила, прописано в Уставе РПсЦ — блюсти лишь потребьне.
и ни слова про Писание ))