На презентацию фильма о самих себе собрались на днях уральские старообрядцы в екатеринбургском Доме кино. Картина Юрия Демина «Родом с Керженца» студии «А-Фильм», которую снимали на Урале больше полугода, была в этот день показана всем желающим. Не случайно премьерная ее демонстрация собрала полный зал. На показ едва ли не полным составом собрались члены общин старообрядческой Церкви из Нижнего Тагила и поселка Баранчинского. Оно и не удивительно — именно они стали главными героями документального полотна.
Добрый вечер, дорогие друзья, рад вас всех видеть, — обратился перед показом к собравшимся зрителям Юрий Демин, отметив, что некоторые гости приехали из очень далеких мест — «это наши герои». — Конечно, картина получилась серьезная, да и сама тема серьезная, мы даже отошли от первоначального замысла, так как сначала очень хотели вдаться в историю старообрядчества, но решено было все же показывать живых людей, наблюдать за теми, кто стал приверженцем традиций своих предков. Мы посмотрели на эти семьи‚ и вы тоже сможете с ними сегодня познакомиться. Они обещали нам дать послушать свое пение — оно у них особенное, доставшееся от далеких-далеких предков. Честно скажу, очень много не вошло — и то, что осталось за кадром, тоже, возможно, очень важное… Познакомившись со старообрядцами, могу сказать: надеюсь, что придет ко многим из нас глубокое осознание необходимости покаяться перед ними. А я желаю всем приятного просмотра.
Идет крестный ход. Именно с такого кадра начинается фильм «Родом с Керженца», и с первых же секунд зритель вынужден испытать эффект обманутого ожидания. Оказывается, в картине нет закадрового текста! Перед нами появляются люди: семья отца Михаила Лоскутова, настоятеля Вознесенского храма в поселке Баранчинском, тагильчанин Павел Петров. Режиссер решил, что именно эти колоритные уральские старообрядцы должны стать «лицами» фильма. И именно через рассказы об их судьбах — а вернее, в рассказах их самих о себе — раскрывается суть этого фильма.
Авторы полотна, открывшие для себя удивительный в своей простоте мир Старой Веры и восторженные им, делают для себя и для зрителя выводы об образованности своих героев, об их тяге к истине, о желании не только самим быть крепкими в духовности, но и передать это свое богатство детям.
Преемственность поколений — важный, если не основной лейтмотив фильма. И не удивительно, что в центре киноповествования — многодетная семья отца Михаила и матушки Юлии, которая любезно приняла у себя съемочную группу, поделившись своими жизненными наблюдениями, философией и особенностями своей старой в названии, но вполне современной веры.
Центром фильма стала община старообрядцев в Нижнем Тагиле, которая, хотя и собирается на совместные мероприятия, своего места для богослужений не имеет. Храм верующим еще только предстоит построить, но перед этим — дождаться выделения земли. Зритель узнает о чаяниях прихожан, о ближайших планах и о том, какие мероприятия верующие организуют для своего сплочения и единения. Оказаться среди них на паре таких встреч повезло и документалистам — авторам фильма. Перед нами молельная тагильчан, а на деле — это офис местных братьев-активистов, которые на время молитвы закрывают его для светских посетителей. Здесь не только совершают богослужения, но и общаются, и обедают, понимая: терпение и труд все перетрут! Своеобразным контрастом звучит в фильме мнение пермского протоиерея Валерия Шабашова, который призывает общину тагильчан не спешить с возведением храма и укрепиться в своей вере.
Пример отдельно взятой общины, только начинающей свое развитие, которая представлена на широком экране, конечно, радует, однако не в полной мере отражает реалии современной жизни хранителей староверия. И потому в ходе фильма у зрителя возникают вопросы: сколько на Урале старообрядцев, где они живут, каким социальным слоям принадлежат. Не до конца раскрытым осталось и название фильма — если сами староверы понимают, что оно значит, то у людей непосвященных наверняка осталось недоумение. И хотя в суете премьерного показа вряд ли кто-то задумался об этом, спустя время желание узнать о том, почему же старообрядцы «Родом с Керженца», наверняка придет к ним… Зато в сюжете есть ответ на вопрос о том, чем зарабатывают на жизнь верующие — тот же Павел Петров показан этаким «думающим трудягой», строителем, неплохо разбирающемся в своей профессии.
Они много всего сняли, но в фильм вошло далеко не все, — поделится он после премьеры.
После финальных титров Юрий Демин приглашает на сцену отца Михаила.
Я рад, что Юрий вместе со своей командой снял этот фильм и уделили такое большое внимание мне грешному, наверное, даже чересчур много внимания, — взял слово отец Михаил Лоскутов, настоятель храма во имя Вознесения Господня в поселке Баранчинском Свердловской области. — Хочу поблагодарить вас за то, что Вы предоставили общественности нашу точку зрения на духовность и на православие. Сейчас, конечно, начинают появляться и фильмы, и интервью с теми, кто придерживается древлеправославия, и мы видим, что в обществе есть какая-то заинтересованность старообрядчеством. Не случайно Президент России Владимир Путин встречался с нашим митрополитом, приезжал в наш духовный центр. Я бы хотел отметить, что для нас важна свобода в вере, она должна быть осознанным и добровольным выбором каждого человека. За эту основу мы боролись на протяжении четырехсот лет — за право свободно верить, чтобы нам никто ничего не навязывал, не указывал. Но и мы этого не делаем. В Бога нельзя силой заставить верить, равно как и полюбить кого-то силой невозможно. А всем зрителям спаси Христос за внимание, за то, что пришли и время свое на нас потратили.
А вот и сюрприз: тагильцы и баранчинцы не случайно приехали большим составом. После приглашения автора они выходят, чтобы исполнить несколько молитв. И вот уж зал наполнился таким привычным для старообрядцев, и таким диковинным для людей, далеких от древлеправославия, пением! Зал не содрогается — нет, молитвы звучат негромко, так, чтобы люди смогли сконцентрироваться только на нем…
Уполномоченная по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова, побывавшая на премьерном показе, в восторге. Она поблагодарила режиссера и героев фильма, при этом отметила, что картина показалась ей очень интересной.
Увидеть этот фильм в ближайшее время не получится — не будет его в интернете и в кинопрокате, пока авторы не провезут его по нескольким кинофестивалям. Наверняка, их будут ждать многочисленные благодарности, даже награды, но эйфории от этого быть не должно — после восторгов и утихнувших аплодисментов останется самая суть. И вот тут-то появится вопрос: достаточно ли современному зрителю традиционно-поверхностного взгляда на старообрядцев, которые рожают «сколь Бог дал», трудятся, молятся, строят храмы? Или рядовой обыватель хотел бы другого — например, знать, что думают староверы по тем или иным вопросам современности, какой позиции придерживаются в отношении пусть не мировых, но хотя бы общероссийских проблем, влияющих на духовное состояние общества?
Кажется, староверы должны бы перестать позировать просто так, перестать играть роль запылившихся «игрушек» и радоваться одному лишь желанию документалистов или журналистов показать их «духовную хохлому». Давно понятно, что люди, хранящие неизменным дораскольное православие, должны и даже обязаны не только о себе уникальных рассказывать, но и вступаться за общество, живущее во грехе. Однако многих журналистов и киношников по-прежнему интересует то, о чем, казалось бы, многим давно известно и уже не является ключевым, когда речь идет о потомках князя Владимира и его современников…
Фоторепортаж автора
Комментариев пока нет