Старообрядцы Казани потратили 5 млн рублей на реставрацию часовни и склепа

В то время как турецкая компания «Полимекс» завершает в Казани реставрацию и приспособление под SPA-отель здания Шамовской больницы, богато декорированный склеп самого купца, хлебопромышленного магната Якова Шамова, остался в стороне от интересов инвестора. Одобрив превращение некогда общественной лечебницы в заведение класса «Люкс», градостроительные советы и комиссии не нашли возможности вменить новому пользователю в качестве социальной нагрузки реставрацию усыпальницы купца, подарившего в 1910 году эту больницу городу. Восстановлением склепа Якова Шамова на Арском кладбище по своей инициативе и на свои средства занялось старообрядчество Казани.

Старообрядческий купец, хлебопромышленный магнат Яков Шамов

Восстановлением склепа Шамова на Арском кладбище Казани старообрядцы занимаются уже около двух лет. По архивным документам и с привлечением квалифицированных специалистов был обновлен металл конструкции, изготовлены и заменены проржавевшие мелкие декоративные элементы (цветы и листья). На реставрацию склепа и расположенной рядом старообрядческой часовни в честь Спаса Всемилостивого и Святого образы Богородицы Седмиезерной у общины ушло уже более 5 млн рулей.

Очень большую сумму потратили для такой маленькой общины. Когда уже община вложилась и деньги нашла, все сделала, они (Татарстанское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры) захотели это все включить без спроса общины в перечень объектов культурного наследия. И во время процесса реставрации нам сообщили об этом. Получается, чтобы наварить оставшиеся детали, нам надо будет в Минкульте спрашивать разрешение?!», недоумевает член старообрядческой общины Казани Роман Царевский.

Восстановлением склепа Шамова на Арском кладбище Казани старообрядцы занимаются уже около двух лет

В конце прошлого года, когда работы по реставрации склепа Шамова были уже частично выполнены, Татарстанское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК) выступило с инициативой пополнить список объектов культурного наследия захоронениями видных деятелей (в настоящее время статусом объекта культурного наследия обладают всего 39 могил в Республики Татарстан). Каталогизировав захоронения двух исторических кладбищ Казани, в феврале этого года ТРО ВООПИиК были отобраны первые 12 могил для прохождения обязательной предварительной процедуры госэкспертизы. В число претендующих на статус объекта культурного наследия было внесено и захоронение-склеп Якова Шамова.

При этом о самостоятельном восстановлении старообрядцами склепа купца постфактум на одном из собраний ТРО ВООПИиК нелестно отозвалась заместитель председателя общества Фарида Забирова. Как эксперт Государственной историко-культурной экспертизы она подчеркнула, что работы проводились самовольно, без проекта реставрации, экспертизы и согласований с кем-либо. Однако такие требования применяются только к объектам, уже обладающим статусом культурного наследия.

Это город в благодарность Шамову поставил ему такой склеп. Клеймо мастерской Ивана Новикова. У старообрядцев были различные мастерские, эта находилась в Москве и была самой лучшей в России по изготовлению таких склепов, обратил внимание на штемпель во время осмотра захоронения купца Роман Царевский. Сейчас у нас большие опасения, как бы не разрушили то, что уже сделали мы. Столько лет здесь никто не приходил, не восстанавливал этот склеп Шамова и вот… Теперь я должен идти и просить экспертизу, потому что только сейчас они эту самую могилу, в которую мы вложились и сделали ее с помощью специалистов, решили поставить на госохрану?..

Клеймо мастерской Ивана Новикова

При этом Роман Царевский заявил, что работы выполняли не просто сторонние люди, которые «пришли, затылок почесали и топором начали рубить». Скрупулезно были изучены архивные материалы, проводились консультации со специалистами в области реставрации. В том числе, например, были задействованы реставраторы, которые работали над крышей Свияжского монастыря.

Да мы и сами все с образованием, не просто так. Нас в другом случае ведь не звали бы в историческую комиссию при Академии наук, если бы мы ничего из себя не представляли в этом плане. Значит, мы знаем, как работать с архивами. А если сейчас у захоронения появится статус объекта культурного наследия, заготовленные нами на замену металлические детали будет просто так не установить, нужно будет идти на поклон в Минкульт, констатировал Царевский.

При этом, как ранее сообщали СМИ, ремонтно-восстановительным работам в склепе Шамова содействовали не только меценаты, но и директор Государственного музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалеева. В целом восстановление сохранившихся святынь старообрядцев община осуществляет при поддержке Президента Республики Татарстан с 2013 года. Здесь же, на Арском кладбище, 19 июня 2015 года на часовне был торжественно установлен новый крест.

Сами старообрядцы с предложением присвоить склепу Шамова статус объекта культурного наследия, как рассказывает Роман Царевский, обращались в региональное Министерство культуры еще лет пять назад. Тогда на имя заместителя министра культуры РТ, курирующего область охраны наследия, Светланы Персовой было направлено официальное письмо. Однако, как вынужден был констатировать Царевский, «интереса оно не вызвало».

Я хочу этим людям сказать: где они были тогда, когда там все уже столько лет разваливалось? На часовню и склеп Шамова мы вообще все свои затраты бросили два года назад и переключились сюда. Половину денег нам дал очень известный и влиятельный человек из Казани. Если бы еще одну зиму часовня простояла в прежнем состоянии, она бы сложилась внутрь, и уже вряд ли бы вообще кто-то ее восстановил. Соседняя, полностью разрушенная, уже стоит на Арском кладбище. Так что, пусть статус пока не придают, пока мы не закончим, поделился переживаниями попечитель казанской старообрядческой общины старопоморского согласия (федосеевцы) Павел Звездин.

Как акцентировал Роман Царевский, приводя в порядок склеп Шамова, главной задачей старообрядцы видели именно возвращение ему первоначального облика. Все работы выполнялись без каких-либо изменений и с оглядкой на старые фотографии, сохранившие вид склепа.

Так же мы и часовню восстанавливали в точности повторяли все, что на фото. Нам помогали эксперты, в том числе Сергей Павлович Саначин. Он предоставил фото часовни Арнольда Бренинга. Лепнину восстанавливали те же специалисты, которые восстанавливали Свияжский монастырь. Более того, к нам обращаются специалисты музеев, мы ищем для них документы по восстановлению и реконструкции, а они нам консультации дают по интересующим нас темам, подчеркнул Царевский.

Реставрация старообрядческой часовни на Арском кладбище

Старую фотографию часовни (моленной) поминовения усопших казанской старообрядческой общины старопоморского федосеевского согласия, выполненную еще на стеклянной пластине, нашли на чердаке одного из старых домов Казани. Так удалось восстановить несколько утраченных декоративных элементов лепнины.

Все происходит медленно, но в этом году строители обещали закончить. Еще прошлой осенью было практически все готово, но из-за погоды мы не успевали. Восстановлена кровельная часть, оставалось закончить с лепниной. Если элемент был утерян, его слой за слоем наращивали, затем вытачивали. Сейчас осталось доточить форму, покрыть ее защитными слоем. Еще нужно будет поставить рамы, чтобы внутрь не попадала влага. На старинных фотографиях, если присмотреться, видно, что за дверями стоит стеклянная дверь. А там настолько сильный конденсат я такого никогда не видел. За одну ночь осенью, когда перепады температуры, дожди, там собираются на стенках внутри капельки размером с горошину, пояснил Павел Звездин.

Старый купол часовни, сквозь который за годы советского периода, успели прорасти деревья, сейчас находится в старообрядческом храме. До 1960-х годов около часовни тайно еще собирались и молились старообрядцы. Однако позже, постройка, до революции отделанная белым мрамором, не только пришла в запустение, но и стала местом разведения костров и прочих оскверняющих действий.. Силами общины за последние годы для моленной, построенной на средства прихожан казанской общины еще в 1870-х годах, был создан новый медный купол, окрашенный по пескоструйной технологии специальной краской. Благодаря найденной фотографии выяснили, что внешние ниши часовни были заполнены не иконами, как предполагалось, а заповедями Блаженства по углам и выдержкой из Евангелия над входной группой:

В нишах часовни было написано «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные и Аз покою вы». Часовня передана общине, но также, как и склеп Шамова, не имеет статуса объекта культурного наследия сейчас. И нам хотелось бы, чтобы все действия по старообрядческому кладбищу обговаривали с общиной, особо подчеркнул, резюмируя, Роман Царевский.

Источник: sntat.ru

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля