Псковские поморцы добиваются возвращения церковного здания

Старообрядческая поморская община города Пскова вновь отстаивает свои законные права на возвращение церковного здания — общественной моленной во имя Покрова Пресвятой Богородицы на улице Конной. Возращения храма псковские староверы добиваются уже больше десяти лет, но до сих пор были готовы рассматривать возможность обустроить церковь в другом подходящем для этого помещении, в связи с тем, что Покровскую моленную занимает Театр кукол — единственное в своем роде детское учреждение на территории Псковской области. Однако новость о том, что власти решили выселить театр из исторического здания, вернула псковским поморцам надежду восстановить там действующий древлеправославный храм.

В целях восстановления исторической справедливости и в соответствии с федеральным законом «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности», Псковская старообрядческая община обратилась в федеральное Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры с просьбой о передаче здания Покровского храма при усадьбе Петра Дионисовича Батова в безвозмездное и бессрочное пользование.

Покровская моленная ДПЦ г. Пскова, с 1963 года здание занимает Театр кукол

Генеральный директор Театрально-концертной дирекции Псковской области Дмитрий Месхиев выступил за передачу здания, занимаемого сейчас Псковским театром кукол в ведение Поморской Церкви:

«Причина, по которой возник вопрос о переезде театра заключается в том, что Театр кукол сейчас находится в здании бывшей церкви Поморского согласия, которое входит в комплекс Батова и который принадлежит Росимуществу. ВООПИиК решило провести реконструкцию всего комплекса в том числе здания бывшей церкви. Это не наша собственность. Реконструкция объекта не за горами и мы понимали, что момент, когда нам скажут: «Друзья, съезжайте, мы начинаем реставрацию», наступит очень скоро. Поэтому мы постарались заранее подыскать подходящее помещение. По моему убеждению, в здании, в котором когда-то располагался храм, должен располагаться храм и уж никак не театр. Поэтому, если здание отдадут церкви, я только «за». Не очень правильно, когда учреждение развлекательное, пусть даже и детское, находится в культовом здании».

Община поморского согласия не один раз обращалась к губернатору, в Госкомитет по охране культурного наследия, Росимущество с письменными просьбами вернуть здание. По словам Дмитрия Месхиева, сотрудники театра кукол хотели остаться в старом здании: «А я им сказал: «Над вами будет купол с крестом, а вы тут спектакли играть будете?». Кроме того, здание в аварийном состоянии, проблемы там очевидны. Безотлагательного ремонта требуют потолки, требуется переделать электропроводку и выполнить огнезащиту деревянных чердачных конструкций. У меня немой вопрос  а что мы должны были сделать в такой ситуации  оставить там театр? Ответ очевиден  надо оттуда переезжать», — подчеркнул Дмитрий Месхиев. 

Генеральный директор Театрально-концертной дирекции Псковской области Дмитрий Месхиев

Покровская моленная Древлеправославной Поморской Церкви г. Пскова — единственное из сохранившихся в городе церковных зданий, которое было построено на деньги псковских староверов и изначально принадлежало им. Это была не домовая церковь купца Петра Дионисовича Батова, как ошибочно утверждается во многих публикациях и в официальных документах, а именно общественная старообрядческая моленная. 

Купец-старовер Петр Дионисович Батов

Она была построена Петром Дионисовичем Батовым при его дворовладении вследствие того, что покупать отдельный участок для древлеправославного храма в застроенном историческом центре города было слишком дорого и неудобно. Кроме того, купец-старовер П.Д. Батов являлся попечителем и покровителем Псковской поморской старообрядческой общины. До революции в Пскове насчитывалось несколько сотен староверов.

В знаменитом путеводителе Н.Ф. Окулича-Казарина «Спутник по древнему Пскову», изданном в 1913 году, приводятся такие сведения: «Моленная Поморского безпоповского согласия находится на Старо-Рижской улице, при доме купца Петра Денисовича Батова, и издали обращает внимание своим ярко горящим на солнце золотым куполом. Выстроена господином Батовым в 1906 г. <…>. Кроме того, в самом доме г. Батова имеется особая домашняя моленная с редчайшими и драгоценнейшими иконами».

В начале прошлого века в Пскове действовали две старообрядческие общины — одна на Запсковье, а другая — на Завеличье. Завеличенская община посещала службы златоглавой моленной на улице Конной — храм Покрова Богородицы при доме Батова. Для запсковской в 1913-1918 годах на Лесной улице (ныне улица Волкова) была построена уникальная церковь во имя святых чудотворцев Козмы и Дамиана. Но в период советских гонений на верующих Покровскую моленную в 1924 году закрыли, а храм Козмы и Дамиана разрушили в 1930-е годы.

Во время оккупации Пскова фашистскими захватчиками немцы объявили религиозные свободы для местного населения и дали возможность верующим возвращать отнятые советской властью церковные здания. Воспользовавшись этой возможностью, псковские староверы воссоздали свою общину и получили в богослужебное пользование храм Василия на Горке, где молились почти 10 лет. Но в 1950 году по решению Областного совета депутатов в здании Васильевской церкви разместили Псковский областной государственный архив МВД, а поморцев переселили в храм Николы Каменоградского на улице Розы Люксембург, где община и проводит свои богослужения до сих пор.

Поморский храм святителя Николы Чудотворца. Псков

Сегодня представить себе численность прихожан Древлеправославной Поморской церкви в Псковской области позволяют исповедные росписи, где фиксируется количество людей, которые приходят в церковь на исповедь во время Великого поста. В самом городе Пскове это от 200 до 300 человек. Никольский храм посещают староверы не только из г. Пскова, но и из других городов и районов Псковской области, — всего несколько тысяч человек. Естественно, что в дни больших праздников в храме Николы Каменоградского тесно, потому псковская старообрядческая община давно нуждается в дополнительном, более просторном помещении.

Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья, г. Псков

Несколько лет назад областные власти предлагали псковским поморцам тогда еще недействующий храм Козьмы и Дамиана с Примостья, но Псковская епархия Русской Православной Церкви не захотела уступить его староверам.

Источник: mk-pskov.ru

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля