В духовном центре Русской Православной старообрядческой Церкви, что на Рогожском, 19 декабря 2016 г. состоялась лекция доцента Одесского национального университета им. И. И. Мечникова, кандидата исторических наук Александра Анатольевича Пригарина «Формирование этноконфессиональной общности старообрядцев в Придунайских землях: на стыке эпох и государств». Мероприятие организовано Культурно-паломническим центром имени протопопа Аввакума в рамках открытого в октябре 2016 г. годового цикла ежемесячных лекций, посвященных культурно-историческому наследию и современному положению старообрядчества за границей и в регионах России.
На лекции присутствовал предстоятель РПсЦ митрополит Корнилий (Титов), главный советник Администрации Президента Российской Федерации по внутренней политике Александр Александрович Терентьев, председатель правления Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума, главный редактор издательства «Третий Рим» Максим Борисович Пашинин (Древлеправославная Поморская Церковь). Ведущий лекции: координатор межстарообрядческой рабочей группы, доктор философских наук, профессор Михаил Олегович Шахов.
Открывая лекцию, А. Пригарин высказал мнение, что современные исследователи уделяют недостаточно много внимания цифре первой волны эмиграции, «русского исхода», состоявшегося после церковного раскола 17 века. Это переселение русских людей состоялось на 150-200 лет раньше гораздо более изученной «белоэмиграции». В отличие от белоэмиграции 1917-1922 годов, постепенно растворившейся, а частью ассимилированной в принявших ее странах, старообрядческие переселенцы создали отдельную материальную и духовную культуру, сохранявшуюся сотни лет и существующую поныне. По мнению Пригарина, покинуть обжитые территории, а то и страну был вынужден каждый восьмой житель российской империи, в общей сложности более 3 миллионов человек.
Несмотря на общие черты волны старообрядческой эмиграции имели разные идеологические предпосылки. Сразу после церковного раскола среди староверов преобладали эсхатологические настроения, люди бежали от «новолюбных ересей» и «антихристовых гонений» в предчувствии конца мира. Во второй половине 18 века начинает преобладать мировоззрение «малой эсхатологии», когда стало ясно, что близкого конца света не будет и нужно как-то обустраивать свою жизнь в целях личного христианского бытия.
Миграция староверов имела несколько направлений. Одним из самых важных стало переселение на юго-западные славянские территории. Отправной точкой этого явления А. Пригарин назвал переговоры делегации староверов с ясским митрополитом, состоявшиеся в 1724 году. В ходе них старообрядцы получили неофициальное одобрение на заселение окрестных территорий. С этого момента в земли нынешней Украины, Молдавии и Румынии стали просачиваться большие и малые группы староверов, ищущих убежища от гонений на Старую Веру в Российской Империи.
В результате на протяжении конца ХVII — начала ХІХ вв. cформировался целый ряд анклавов староверов Полесья, Подолья, Буковины, Бессарабии и Добруджи. Здесь «сошлись» пути легендарных казаков-некрасовцев и не менее популярных — липован. Переселению способствовала и местная экономическая ситуация. Здесь были незаселенные земли, а ряд необходимых в этих краях промыслов не находили должного развития. В отличие от столыпинской аграрной реформы, когда из центральной России на новые территории прибывала главным образом «голытьба», в южно-славянские земли переселялись самые трудоспособные, самые предприимчивые соотечественники. Старообрядцы не только освоились в местной хозяйственной ситуации, но и стали передовой группой в некоторых сферах экономической деятельности: рыболовстве, извозе, добыче камня. За несколько десятилетий здесь сформировалась своеобразная старообрядческая липованская республика с сетевым устройством, которое стало важным подспорьем не только в хозяйственной, но и в общественно-политической, церковной деятельности. Например, по своим, нередко тайным каналам переправлялись старообрядческие священники, книги, иконы и информация о положении дел в старообрядческих местностях. Благодаря этой сети удалось безопасно доставить из Греции нового предстоятеля старообрядческой Церкви — митрополита Амвросия, который дал начало священству Белокриницкой иерархии в 1846 году.
Сетевая структура служила также и в целях безопасности старообрядческого сообщества. По ней передавалась информация о тех или иных угрозах. Например, известна история с авантюристом Анфимом, который пытался выдавать себя за старообрядческого епископа, однако благодаря информационной сети был разоблачен.
Высшая государственная власть не представляла для старообрядцев сакральную ценность, при этом они одинаково почитали правителей самых разных исповеданий, будь то султан, император или царь. С появлением в 20 веке независимых государств старообрядцы региона не утратили связей друг с другом. Исключение, быть может, составляет период правления режима Чаушеску в Румынии, когда связи между липованскими сообществами были ослаблены. В прошедшие после падения этого режима десятилетия связи между общинами окрепли и восстановились.
Современная политическая ситуация на Украине, к сожалению, не приносит особого позитива в жизнь липован. И хотя никаких гонений на старообрядцев здесь нет, вектор государственной политики привел к растерянности многих старообрядцев, традиционно ориентирующихся на Россию. Не меньшей неопределенностью отличается и политика самой России, демонстрирующая многие годы равнодушие по отношению к русской диаспоре.
Эта ситуация заставляет сворачивать такие важные просветительские проекты, как, например, международная научная конференция «Липоване: история и культура русских старообрядцев». Официального противодействия таким мероприятиям нет, однако атмосфера в обществе такова, что экстремистские силы могут использовать собрания ученых по русской проблематике в провокационных целях.
Комментариев пока нет