Предстоятель РПСЦ посетил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского

Московская консерватория до перестройки 1895–1901 годов

13 сентября старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов) посетил Московскую Государственную консерваторию имени П. И. Чайковского. Он был приглашен ректором Московской консерватории доктором искусствоведения, профессором, заслуженным деятелем искусств РФ Александром Сергеевичем Соколовым. Этот визит был приурочен к юбилейной, эпохальной дате в истории ВУЗа — 150-летию со дня основания. Учебное заведение основано выдающимся музыкантом Н. Г. Рубинштейном и было открыто 1 сентября 1866 года. Митрополита Корнилия сопровождал известный исследователь знаменного пения, доктор искусствоведения, доцент Московской консерватории Николай Григорьевич Денисов.

Юбилейные торжества в Московской консерватории проходили с 12 по 15 сентября. Главное торжество было назначено 13 сентября — собрание всего профессорско-преподавательского состава, сотрудников, студентов. На юбилейные торжества в Московскую консерваторию прибыли гости из 50 стран мира. В их числе ректоры Китайской и Корейской консерваторий, ректоры консерваторий многих стран СНГ, выдающиеся музыканты мира. Официальный визит предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Корнилия в Московскую консерваторию был первый за всю истории и ВУЗа, и Старообрядческой Церкви.

Перед началом торжественного акта хор Московской консерватории исполнил гимн Российской Федерации. Затем был показан фильм об истории Московской консерватории, её выдающихся руководителях. Известно, что огромную роль в повышении статуса этого ВУЗа сыграл ректор Сафонов. Он был по вероисповеданию единоверцем. Но корни его были старообрядческими, так как являлся выходцем из терского казачества. В фильме уделено внимание и той роли, которую сыграли в жизни консерватории представители знаменитой старообрядческой династии Морозовых.

Во время торжественного мероприятия были зачитаны поздравительные адреса от высших руководителей государства, в том числе и от Президента Российской Федерации В. В. Путина, председателя Совета Федерации В. И. Матвиенко. Были зачитаны сотни телеграмм, в том числе от министра культуры РФ В. Р. Мединского. Слово для приветствия было предоставлено и митрополиту Московскому и всея Руси Корнилию. Обращаясь к собравшимся, предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви отметил, что появление Московской консерватории стало важной вехой в истории русской культуры, помогло вывести на новый уровень русское классическое искусство, дала возможность отечественному слушателю ознакомиться с лучшими образцами российской и мировой культуры.

Митрополит Корнилий выступил с приветственным словом

Также владыка рассказал, что более века назад, 25 марта 1908 года, на этой сцене состоялась первая в истории русской музыки встреча широкой аудитории с хранителями и продолжателями древнерусского певческого искусства — старообрядцами. В лучшем концертном зале страны выступил знаменитый старообрядческий богослужебный певческий коллектив из 300 человек — «Хор любителей древнего церковного знаменного крюкового пения при фабрике Богородско-Глуховской мануфактуры Арсения Ивановича Морозова». По образцу Морозовского хора в начале XX века создавались певческие коллективы по всей России. В 1906 году его услышал будущий ректор Московской консерватории, патриарх русского хорового искусства, а тогда начинающий хормейстер, Александр Васильевич Свешников. Будучи еще студентом, он попал на пасхальную службу в старообрядческий Никольский храм в Глухове.

Митрополит Корнилий рассказал, что в конце XIX века, в 1884–85 годах по инициативе старообрядца Арсения Ивановича Морозова вышло в свет первое в России и в истории знаменного пения полное печатное издание крюковых певческих книг — шеститомный «Круг церковного древнего знаменного пения». Рукопись подготовил первый регент Морозовского хора — Иван Аверьянович Фортов. Книги были изданы под эгидой Императорского общества любителей древней письменности. Редактирование издания взяли на себя два замечательных ученых — профессор Московского университета, историк Геннадий Федорович Карпов и профессор Московской консерватории, заведующий кафедрой истории и теории церковного пения, протоиерей Димитрий Васильевич Разумовский.

История Московской консерватории неразрывно связана с именами и других представителей знаменитой старообрядческой купеческой династии. В 1895 году купец и меценат Михаил Абрамович Морозов вошел в состав Строительной комиссии Московской консерватории, где проработал до окончания возведения здания. Нельзя не вспомнить еще об одном крупном жертвователе — купце-миллионере, старообрядце Гавриле Гавриловиче Солодовникове. В 1891 году он внес крупную сумму — 200 тысяч рублей — на строительство здания Московской консерватории.

Н. Г. Денисов и митрополит Корнилий

Владыка Корнилий напомнил, что и в советское время, именно в Московской консерватории началось научное изучение старообрядческого богослужебного пения. Преподаватель консерватории Татьяна Феодосьевна Владышевская объехала многие старообрядческие общины на территории тогдашнего Советского Союза, собрала прекрасную коллекцию записей и на их основе в 1975 году защитила кандидатскую диссертацию. Эта работа открыла целое направление в изучении средневековой музыкальной культуры. Продолжателем её дела стал Николай Григорьевич Денисов. Результатом его более чем 30-летней работы явилось написание и защита докторской диссертации, выход в свет огромной монографии по старообрядческому церковному пению. Здесь же, в Московской консерватории, несколько лет назад Ирина Владимировна Дынникова защитила диссертацию о Морозовском хоре. Ее научным руководителем был крупный ученый, исследователь знаменного пения Николай Григорьевич Денисов. Она издала монографию о Морозовском хоре, которая разошлась в три месяца и стала библиографической редкостью. И в настоящее время изучением старообрядческого богослужебного пения и музыкального фольклора в старообрядческих селах занимаются преподаватели кафедры истории русской музыки и научного центра народной музыки им. К.В. Квитки Московской консерватории. В завершение своей речи митрополит Корнилий пожелал сотрудникам Московской консерватории продолжить изучение лучших традиций русской культуры, включая древнерусскую музыку и церковное пение, в том числе и певческие традиции старообрядческих общин России и мира.

Ректор консерватории А.С. Соколов, члены ректората поблагодарили владыку Корнилия за теплые слова в адрес ведущего музыкального ВУЗа страны и мира. Присутствие на торжествах главы Старообрядческой Церкви произвело на всех неизгладимое впечатление. Как это ни странно, но и в XXI веке основная часть педагогов и сотрудников впервые в жизни увидели главу старообрядческой Церкви.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (9)

    • Сергий 985

      А мне наоборот думается, что голова РПсЦ как раз ещё светлая, не оторвалась от реальности и нормально взаимодействует с окружаюим миром. Жаль только голова эта немного отдельна от тела будто бы. И пока предстоятель налаживает добрые контакты, активная паства обличает музыкантов и артистов, открыто называя театр антихристианским без разбору.
      Хорошо бы митрополит встретился со своими активистами и разочик им разъяснил всё на этот счет, чтоб больше не кипишили.

    • Константин

      Вл. Алимпий не ходил в театры, вл. Андриан осуждал театры и худ. литературу, Корнилий же ходит. Кого велишь слушать? Сам то заражен лицедейством, вот и оправдываешь его, опираясь на мнимый авторитет пастырей, то ли наемников, Господь един знает кто они такие, "современные" твои. А нужно не на авторитет опираться, а на учение Божие, которое раскрыто святыми отцами и учителями Церкви, которые в свою очередь осуждали лицедеев, музыку и прочую мерзость.

    • Сергий 985

      Каноны это правила которые позволяют хранить веру в контексте своего времени, жизни вокруг. Жизнь во времена Златоуста была не такой же как во времена Алексея Михайловича, и не такая как сейчас. Пытаться "заморозить" все без исключения каноны без поправки на их начальное назначение и смысл это все равно, что вместо адаптивной подвески в автомобиле которая подстраивается под дорожные неровности взять и закрепить жестко колеса на стоячей машине так, чтоб на текущем месте автомобиль стоял ровно. Но как только автомобиль поедет с ним начнет твориться что-то немыслимое: поедет он весь перекособоченный, неровно и неустойчиво.
      Так и с канонами. Если не понимать почему Златоуст осуждал театр, почему другие отцы могли осуждаь художественные книги, а просто пытаться скопипастить те правила в наше время, то получится такая вот нелепая и кривая телега.

  1. Сергий 985

    Я сперва хотял сюда какие-нибудь цитаты снести, но потом не стал, потому что всю статью целиком надо было бы снести. А о чем я?
    А о том, что в то время как ревнители осуждают театр, музыку, некоторые старообрядческие священники наказывают чуть ли не детей за то, что те занимаются в музыкальной школе… И такие все цитаты, цитаты приводят бесконечные на тему типа того, что артистов вообще за воторами кладбищ хоронили…

    А митрополит вот в консерватории. =)))

    Занавес.

    Ждем ответного праведного гнева со стороны известных ревнителей-благочестивцев-правдорубцев: Хохлова, Лоскутова и т.п.

    • Владимир*

      Многая лета владыке! Молодец! Думаю, ревнители уже прозрели и в контактах предстоятеля своей Церкви с, например, доктором наук, исследователем старообрядческого пения Денисовым видят только хорошее :). Кстати, Олегу Хохлову 17 сент. исполняется 35, спешите поздравить :)

    • Сергий 985

      Погорячился я с Лоскутовым. Забыл, что у него весь ЖЖ усеян роликами с рок-музыкой.

    • Сергий 985

      Да, нередко можно встретить в их ЖЖ так или иначе ссылки на музыку, весьма в позитивном ключе. А их товарищи бегают и утверждают, что все это душепагубно. Во как.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля