Очередной антистарообрядческий выпад опубликовал известный священник РПЦ Георгий Максимов. Он известен как религиовед, исламовед, старообрядовед, богослов, прозаик, публицист, миссионер. О. Георгий Максимов является клириком московского храма преподобного Сергия Радонежского в Бусинове. Член Экспертного совета при Министерстве юстиции РФ по противодействию религиозному экстремизму. Член Межсоборного присутствия Русской православной церкви.
В своей новой видеолекции «В чем неправда старообрядчества?» о. Георгий подробно рассказывает о том, как, почему, где и по чьему заказу существует неправда в старообрядчестве. Если кратко, то, судя по лекции о. Георгия, неправда старообрядчества кроется буквально во всем.
В своем выступлении священник-миссионер повторяет аргументы и штампы синодальной литературы XVII-XIX веков.
Например, исправление бывшим патр. Никоном русского Символа Веры, имен собственных, включая имени Спасителя (Исус на Иисус), он объясняет необходимостью следовать за количеством слов и букв в греческих источниках. Будто бы не существовало столетий развития мировой филологии давно доказавшей, что достоинством любого точного текста, включая переводы, является передача смысла и характера содержания, а не следование числу слов или букв.
Также о. Георгий находит, что древнерусские книги и обряды были настолько искажены и испорчены, что без реформ патриарха Никона эти различия могли стать причиной раскола мирового православия. Но прекрасно известно, что греки, приезжавшие веками на Русь, не только не осуждали русские обряды, но и сами ими пользовались, например, крестились двуперстно. И только после воцарения Романовых, преклонявшихся перед греческими и прочими зарубежными обычаями, грекам была дана власть «исправлять» русскую веру.
Аргументы Максимова опровергает и современная церковная ситуация с «мировым православием», когда уже несколько лет между основными его ветвями происходит серъезный конфликт.
Ни в Московской, ни в Константинопольской, ни в Александрийской Патриархиях, ни в украинских церквях соответствующих юрисдикций нет никаких значимых обрядовых или догматических различий. А раскол мирового православия налицо. Сегодня Московская Патриархия обвиняет Константинополь в «папизме», вмешательстве в дела автокефальных церквей и прочих прегрешениях. Не поздно ли? Может быть, в XVII веке не надо было поддаваться «греческому соблазну» и приглашать «мировое православие» судить русскую Церковь?
О. Георгий Максимов обвиняет «расколоучителей» в многочисленных ересях, транслирует цитаты из сочинений архиеп. Дмитрия (Ростовского), повторяет высказывания, приписываемые Серафиму Саровскому, требует возобновления издания антистарообрядческой литературы и даже называет староверие аналогом современного движения BLM (Black Lives Matter).
«Гонения в их адрес (старообрядцев прим. ред) были небезосновательными», — указывает миссионер РПЦ.
В целом, его позиция идентична позиции его друга, ныне покойного о. Даниила Сысоева (1974-2019), также известного своими антистарообрядческими публикациями и выступлениями. Однако, в отличие от Сысоева, Максимов использует в своих лекциях и современную старообрядческую литературу, хотя тенденциозно и однобоко.
Какие основные выводы можно сделать из этих выступлений о. Георгия Максимова?
- Эти лекции рассчитаны на аудиторию прихожан РПЦ. Об этом говорит и сам Максимов, рассказывая, что о старообрядчестве сегодня говорят слишком много и слишком хорошо, это «соблазняет православных».
- Заявления миссионера Максимова все так сделаны от частного лица, несмотря на многочисленные регалии, он не является представителем официоза Московской Патриархии ни формально, ни фигурально.
- Тенденциозность подхода Максимова к теме староверия ставит вопрос о его компетентности в целом, поскольку он именуется «религиоведом». А между тем, он, помимо прочего, является членом Экспертного совета при Министерстве юстиции РФ по противодействию религиозному экстремизму. Какие мнения такой «эксперт» может выдать, скажем, по старообрядчеству? Его выражения и намеки показывают уровень религиозного экспертного сообщества в России и, входя в антиэкстремистские комиссии, сами граничат с экстремизмом и разжиганием религиозной розни.
- Подобные выступления свидетельствуют о том, что работа по совершенствованию антистарообрядческой полемики ведется с заметной настойчивостью, нацеленностью на перспективу и возможный реванш. А староверие, тем временем, спокойно почивает на лаврах президентских грантов, самоустранившись от богословского, историко-канонического, социального, мировоззренческого самосовершенствования. Теряет темпы развития, не включается в освоение новых гражданских, образовательных и церковно-общественных инициатив, так присущих ему до революции 1917 года.
Не пора ли и староверию начать собирать камни, чтобы перестать строить дом на песке?
Комментариев пока нет