О. Георгий Максимов: «Гонения на старообрядцев были небезосновательными»

Очередной антистарообрядческий выпад опубликовал известный священник РПЦ Георгий Максимов. Он известен как религиовед, исламовед, старообрядовед, богослов, прозаик, публицист, миссионер. О. Георгий Максимов является клириком московского храма преподобного Сергия Радонежского в Бусинове. Член Экспертного совета при Министерстве юстиции РФ по противодействию религиозному экстремизму. Член Межсоборного присутствия Русской православной церкви.

Священник Георгий Максимов

В своей новой видеолекции «В чем неправда старообрядчества?» о. Георгий подробно рассказывает о том, как, почему, где и по чьему заказу существует неправда в старообрядчестве. Если кратко, то, судя по лекции о. Георгия, неправда старообрядчества кроется буквально во всем.

В своем выступлении священник-миссионер повторяет аргументы и штампы синодальной литературы XVII-XIX веков.

Например, исправление бывшим патр. Никоном русского Символа Веры, имен собственных, включая имени Спасителя (Исус на Иисус), он объясняет необходимостью следовать за количеством слов и букв в греческих источниках. Будто бы не существовало столетий развития мировой филологии давно доказавшей, что достоинством любого точного текста, включая переводы, является передача смысла и характера содержания, а не следование числу слов или букв.

Также о. Георгий находит, что древнерусские книги и обряды были настолько искажены и испорчены, что без реформ патриарха Никона эти различия могли стать причиной раскола мирового православия. Но прекрасно известно, что греки, приезжавшие веками на Русь, не только не осуждали русские обряды, но и сами ими пользовались, например, крестились двуперстно. И только после воцарения Романовых, преклонявшихся перед греческими и прочими зарубежными обычаями, грекам была дана власть «исправлять» русскую веру.

Аргументы Максимова опровергает и современная церковная ситуация с «мировым православием», когда уже несколько лет между основными его ветвями происходит серъезный конфликт.

Ни в Московской, ни в Константинопольской, ни в Александрийской Патриархиях, ни в украинских церквях соответствующих юрисдикций нет никаких значимых обрядовых или догматических различий. А раскол мирового православия налицо. Сегодня Московская Патриархия обвиняет Константинополь в «папизме», вмешательстве в дела автокефальных церквей и прочих прегрешениях. Не поздно ли? Может быть, в XVII веке не надо было поддаваться «греческому соблазну» и приглашать «мировое православие» судить русскую Церковь?

О. Георгий Максимов обвиняет «расколоучителей» в многочисленных ересях, транслирует цитаты из сочинений архиеп. Дмитрия (Ростовского), повторяет высказывания, приписываемые Серафиму Саровскому, требует возобновления издания антистарообрядческой литературы и даже называет староверие аналогом современного движения BLM (Black Lives Matter).

«Гонения в их адрес (старообрядцев прим. ред) были небезосновательными», — указывает миссионер РПЦ.

В целом, его позиция идентична позиции его друга, ныне покойного о. Даниила Сысоева (1974-2019), также известного своими антистарообрядческими публикациями и выступлениями. Однако, в отличие от Сысоева, Максимов использует в своих лекциях и современную старообрядческую литературу, хотя  тенденциозно и однобоко.

Священник Даниил Сысоев

Какие основные выводы можно сделать из этих выступлений о. Георгия Максимова?

  1. Эти лекции рассчитаны на аудиторию прихожан РПЦ. Об этом говорит и сам Максимов, рассказывая, что о старообрядчестве сегодня говорят слишком много и слишком хорошо, это «соблазняет православных».
  2. Заявления миссионера Максимова все так сделаны от частного лица, несмотря на многочисленные регалии, он не является представителем официоза Московской Патриархии ни формально, ни фигурально.
  3. Тенденциозность подхода Максимова к теме староверия ставит вопрос о его компетентности в целом, поскольку он именуется «религиоведом». А между тем, он, помимо прочего, является членом Экспертного совета при Министерстве юстиции РФ по противодействию религиозному экстремизму. Какие мнения такой «эксперт» может выдать, скажем, по старообрядчеству? Его выражения и намеки показывают уровень религиозного экспертного сообщества в России и, входя в антиэкстремистские комиссии, сами граничат с экстремизмом и разжиганием религиозной розни.
  4. Подобные выступления свидетельствуют о том, что работа по совершенствованию антистарообрядческой полемики ведется с заметной настойчивостью, нацеленностью на перспективу и возможный реванш. А староверие, тем временем, спокойно почивает на лаврах президентских грантов, самоустранившись от богословского, историко-канонического, социального, мировоззренческого самосовершенствования. Теряет темпы развития, не включается в освоение новых гражданских, образовательных и церковно-общественных инициатив, так присущих ему до революции 1917 года.

Не пора ли и староверию начать собирать камни, чтобы перестать строить дом на песке?

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля