4 августа 2018 года, в день, когда Церковь чтит святую равноапостольную жену-мироносицу Марию Магдалыню, в Кафедральном соборе Казанско-Вятской епархии РПсЦ собрались священники и прихожане на молебен Казанской иконе Божией Матери и на заупокойную литию.
Сегодня мы вспоминаем тех людей, благодаря которым был воздвигнут этот храм в центре Казани, — сказал перед заупокойной службой епископ Казанский и Вятский Евфимий (Дубинов).
Один из самых величественных старообрядческих храмов разместился неподалеку от улицы Петербургской в центре города. Пятиглавый собор выстроен в стиле национального романтизма, или в псевдорусском стиле. Потребность в полноценном кафедральном храме у общины оформилась во второй половине XIX века, когда была основана Казанская и Вятская епархия.
Само ее учреждение свидетельствовало о весомом положении старообрядцев в стране. В конце XIX — начале XX века в Казани насчитывалось около семи тысяч старообрядцев — более пяти процентов всего населения города. Жили старообрядцы во всех частях Казани, населенных русскими горожанами. Видные члены общины имели высокий социальный статус; среди них были коммерции советники, потомственные почетные граждане, купцы.
Родственники протоиерея Геннадия Четвергова на протяжении многих веков проживали в Казани и принимали активное участие в судьбах местного старообрядчества. Протоиерей Геннадий Четвергов:
То, что я слышал непосредственно от своих предков, от крестной, от родителей, могу рассказать. Старообрядцы в XIX-XX веках никогда не прекращали своей деятельности. Иногда мы не имели официальной регистрации, но община всегда продолжала свое существование. До 1931 года вся наша церковная организация размещалась в Кафедральном соборе. Если взять более ранний период, когда старообрядчество было гонимо властями, то вся деятельность велась под крышей частных моленных: Коровинской, Карповской и других.
Многие десятилетия старообрядцам запрещалось строительство церквей и других молитвенных зданий. Казанским подвижникам приходилось приспосабливать жилые помещения под молельные дома. Известная часовня старообрядцев, приемлющих священство, располагалась в доме купца И.П. Карпова на Большой Проломной улице, в самом центре Казани. При Карповской молельне жил преемник епископа Пафнутия (после его кончины в 1890 году) епископ Иоасаф (Зеленкин).
Протоиерей Геннадий Четвергов:
В 1905 году был обнародован Указ царя «Об укреплении начал веротерпимости», и начался для старообрядцев так называемый «Золотой век». Повсеместно строились старообрядческие церкви. В Казани также стал интенсивно восстанавливаться собор. Почему я говорю — восстанавливаться? Дело в том, что его строительство началось еще в 1883 году. Назначение дома не афишировалось. Обозначали это здание как складское помещение. Один купец-старообрядец перепродавал его другому, когда возникал очередной виток гонений. Несмотря на все препятствия со стороны властей, определенная часть здания была выделена под храм, и богослужебная жизнь здесь постоянно проводилась. А после манифеста 1905 года все перегородки были снесены, были установлены лавки… 7 лавок было. Эта сложная судьба строения отразилась и в его архитектуре. Когда мы входим в кафедральный собор, то видим, что наверху нет светового барабана. Громадный купол, 10-метровый, возможно, самый большой в Казани, установлен на колоннах, которые стоят в середине храма. Такая необычная для церкви архитектура была обусловлена многочисленными перестройками, и купол не стоит на световом барабане, а просто размещен сверху.
Согласно документам Национального архива РТ, в 1877 году место будущего собора принадлежало купцу-старообрядцу Евлампию Алексеевичу Хворову, построившему на этом участке двухэтажный деревянный дом. В 1884 году другой купец-старообрядец Андрей Иванович Володин возвел на прежнем фундаменте «складочное место», представляющее собой большое двухэтажное строение. И только более чем через два десятилетия удалось продолжить строительство храма. В ноябре 1906 года был открыт подписной лист пожертвований на строительство храма. В июле 1907 была совершена его закладка, а в сентябре 1909 года собор был освящен.
Протоиерей Геннадий Четвергов:
Мне очень радостно, что Алексей Семенович — дядя моего отца, будучи человеком состоятельным, принимал участие в восстановлении храма. Позже, в 40-х годах, активное участие принимала моя крестная, Аполлинария Петровна Сланчеева. Она ездила в Москву, хлопотала об официальной регистрации. В ее доме, на улице Хади Такташа, была устроена моленная, куда были свезены иконы из Кафедрального собора. Их было много написано к освящению храма. Часть икон сохранилась в музее. Все они потом были нам возвращены. Часть икон ушла в другие приходы. Сейчас в Ижевске, в Волгограде хранятся некоторые иконы из нашего Кафедрального собора.
Строительством храма руководили два казанских старообрядческих священника — Петр Данилович Залетов и Алексей Иванович Калягин. Калягин служил в Кафедральном соборе с момента его строительства вплоть до закрытия в советское время. Залетов скончался в сентябре 1917 года и похоронен в храме под алтарем. Там же погребен епископ Казанский и Вятский Иоасаф (Зеленкин), который скончался в марте 1912 года.
Иерей Роман Донцов на праздничном чаепитии после молебна обратился к прихожанам с торжественным словом:
В 1907 году отец Алексей Калягин написал слово на закладку храма. 22 июля по старому стилю, а по новому стилю 4 августа, была совершена литургия в доме Карпова, после которой с хоругвями и иконами пошли старообрядцы к этому месту, где теперь стоит наш собор. Помолились Казанской иконе Богородицы, отслужили чин закладки церкви. В молитве просили, чтобы Господь утвердил этот храм. Отец Алексей сказал слово о том, как 23 года назад был совершен чин освящения этого места: «Наши благочестивые предшественники епископ Иоасаф и священник Стефан ночью молились под покровом темноты о даровании храма казанским старообрядцам. Наши предки могли только мечтать о таком времени, когда мы можем крестным ходом пройти открыто по улицам родного города». В письме, которое сохранилось до наших дней, отец Алексей вспоминает всех попечителей, всех создателей, кто вложил свои силы и средства в возведение храма. Уже через 2 года собор достроили и освятили».
В письме, которое отец Роман обнаружил в Казанском архиве, священник Алексей Калягин обращается ко всем последующим поколениям старообрядцев с призывом чтить этот день — 4 августа:
День 22 июля 1907 года, как день празднества Святой мироносицы равноапостольной Марии Магдалыни, был доселе днем, напоминающим ея проповедь о светлом дне Воскресения распятого Христа. Как символ, знаменующий общую радость, отселе день празднества святой мироносицы будет для Казанского старообрядчества незабвенным днем, напоминающим духовную радость о совершенном чине и крестном ходе ко устройству их церкви, как бы воскресшей после погребения вековых преследований. Вернуть этот храм желали еще наши предшественники и усердные ревнители, принесшие великие жертвы на создание его. Они скончались христианской кончиной, не дожив до сих дней. Но очень может быть, что за их горячее усердие к Церкви Божией, за их великие жертвы к созданию храма Бог и внушает нам исполнить их желание.
Старообрядцы Казани открыли новую страницу в истории Кафедрального казанского собора. Как говорил отец Алексей в письме потомкам, не только своею волею, но осуществляя чаяния наших славных предков о благодатном времени, когда беспрепятственно и открыто могут проходить богослужения в старообрядческих храмах, возрождается собор в наши дни.
В молитвенном общении воссоединилась Церковь земная с Церковью Небесной. Ликованием исполнились сердца всех прихожан в этот день. Нет большей радости на свете, чем та, которой удостоились казанцы: молиться свободно в прекрасном старинном соборе и вспоминать подвиги тех, кто был прежде нас, как бы соединяясь в молитве в одну общую вечную Церковь.
Судя по фото, не густо народу собралось на молебен в будущем кафедральном соборе даже в субботу. С ремонтом власти помогли, а вот как дальше будут содержать два храма, тем более они почти рядом. Довелось года 4 назад быть на праздник в Казанском храме — молящихся примерно столько же.