Мультипликационный просветительский фильм «Старообрядцы-предприниматели»

Унинская православная старообрядческая община закончила работу над созданием исторического анимационного видеоролика, посвященного истории старообрядческого предпринимательства. В начале этого года Фонд президентских грантов поддержал проект старообрядцев поселка Уни Кировской области. Фильм создан при поддержке Всемирного Союза староверов.

Размышлениями делится руководитель проекта Маргарита Лапина:

Основная цель видеоролика — рассказать молодым людям и девушкам о выдающихся личностях в отечественной истории, заинтересовать молодое поколение к продолжению традиций российского предпринимательства и внести вклад в формирование позитивного образа современного предпринимателя в обществе.

Идея рассказать о предпринимателях старообрядцах в подобном формате возникла сразу после анимационного видеоролика «Аввакум». Главный вопрос заключался в том — истории каких предпринимателей старообрядцев мы хотим освятить, ведь имен действительно много.

Мы поставили перед собой несколько задач: донести до зрителя в яркой и лаконичной форме истории старообрядцев предпринимателей, рассказать об инновациях и грандиозных, рискованных проектах, которые они не боялись воплощать от идеи до качественного продукта.

Железная дорога Ивана Мамонтова, нефтеперерабатывающее производство Василия Кокорева, впервые в стране внедренный в производство Кузнецовых конвейер. В части ролика о деловой этике, выработанной старообрядцами, мы попытались расставить акценты на личностных качествах предпринимателей, их фундаментальном подходе к своему делу, прогрессивном мышлении, о важности деловой репутации и неотъемлемой части их жизни — благотворительности и меценатстве. Сразу хотелось бы сказать, что есть ряд исследовательских работ на тему старообрядческого предпринимательства. И с точки зрения экономического подхода, культурологического, и конечно же биографии, мемуары. Основные работы, на которые мы опирались — это монографии Д. Е. Раскова, В. В. Керова, биография Владимира Павловича Рябушинского, его статьи и воспоминания.

Когда был готов сценарий, мы поняли, что этого материала хватит намного больше, чем на десятиминутный ролик о предпринимателях старообрядцах. Но формат и хронометраж были жестко определены. Фрагменты сценария, которые не вошли в ролик, посвящены предпринимателю Николаю Бугрову и Павлу Шелапутину, Марии Морозовой и Анне Мараевой:

«Хлебный король», нижегородец Николай Бугров обладал разными коммерческими талантами: хлебо- и лесопромышленник, финансист, домовладелец, меценат. В числе первых стал производить паровые машины, потеснив иностранных конкурентов. В 1896 году фирма Бугрова получила право поставлять хлеб для всей русской армии — этот крупный господряд придал его бизнесу необходимую стабильность. Для перевозки сырья и готовой продукции предприниматель завел флот барж и пароходов. А управляли им всего три человека: Бугров, приказчик и бухгалтер. Налаженная система логистики и управления была настолько эффективна, что не требовала большого количества работников.

Богатство текстильного магната Павла Шелапутина вошло в поговорки: «Я тебе не Шелапутин», — говорили купцы, отказываясь от покупки. Производство на фабриках Шелапутина постоянно модернизировалось, выписывались мастера из Европы, рабочие повышали квалификацию на курсах при фабриках. Талантливые мастеровые отправлялись учиться за границу. Открытый всему новому, Шелапутин помог появиться в России перспективному направлению медицины — на его деньги основатель российской гинекологии Владимир Снегирев смог оборудовать отделение радиологии для лечения онкологических пациентов.

Особое место в среде старообрядцев занимали женщины-предпринимательницы. Патриархальный уклад жизни не мешал им становиться полноправными компаньонами мужа, входя в бизнес с равными правами. Крупнейшей фигурой «женского» предпринимательства в России была Мария Морозова. Ее знания по крашению тканей стали «золотым запасом» семьи. Морозова была активной благотворительницей, покровительствовала Рогожской общине старообрядцев, построила богадельню с приютом, учредила несколько стипендий, покупала книги для училищ, строила общежития для студентов. Морозова обустроила научные лаборатории Московского технического училища (ныне — МГТУ имени Баумана), талантливых учениц на средства Морозовой обучали музыке, педагогике, актерскому мастерству.

Анна Мараева, овдовев, возглавила семейный бизнес, сделав мараевские ситцы популярными по всей стране. Мараева собирала старинные книги, рукописи и иконы, коллекционировала живопись — ее коллекции легли в основу Серпуховского историко-художественного музея. Ценнейшая реликвия — «Пустозерский сборник» — издается по спискам, которые сберегла для потомков Мараева. С началом Первой мировой войны она открыла госпиталь, где работали сестрами милосердия ее дочери и внучки.

Мы бы хотели лично поблагодарить за участие в проекте иерея Германа Чунина, Нину Кожину, Юлию Латыпову.

Мы считаем, что фильм вполне может быть использован на уроках истории в школах, на мероприятиях по внеурочной деятельности учеников по выбору их будущей профессии.

В чем же был секрет успеха предпринимателей — старообрядцев? Предлагаем фильм к просмотру.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля