Вторая экспедиция Института Африки РАН в первые старообрядческие общины Африки

С 16 по 27 октября 2018 года в столице Кампала Республики Уганда, а также населенных пунктах Накабаале, Кисоджо, Капеке работали российские социальные антропологи — сотрудники Института Африки РАН, ИМЛИ РАН и руководитель миссии Русской Православной старообрядческой Церкви в Уганде о. Никола Бобков. Проведение экспедиции было поддержано Российским фондом фундаментальных исследований (грант 17-01-00148).

О. Иоаким Валусимби и о. Никола Бобков в церкви Накабаале

В состав экспедиции входили: чл. – корр. РАН, д.и.н., проф. Д.М. Бондаренко (руководитель), д.ф.н., проф. В.Л. Кляус, иерей Никола Бобков (РПсЦ) и м.н.с. А.О. Лапушкина. Полевое исследование стало вторым этапом научного проекта «Православные и старообрядцы в Уганде: социокультурные процессы в африканских христианских общинах». В рамках проекта исследователи сфокусировались на изучении феномена угандийского православия и старообрядчества в социокультурном аспекте. Продолжительность проекта составляет три года: с 2017 по 2019 гг (включительно).

Вид с крыши старообрядческой церкви в Мперерве, пригород Кампалы

Уганда — первая африканская страна, где сложилась обширная православная община, не считая имеющих многовековую традицию православия Египета и Эфиопии. История угандийских православных церквей и приходов насчитывает лишь несколько десятилетий. Их появление связано с Александрийской православной церковью, которая начала миссионерскую деятельность в Центральной и Экваториальной Африке еще в 1920-х гг.

Старообрядческая церковь, деревня Накабаале

На сегодняшний день в Уганде действуют четыре епархии (Александрийский патриархат), объединённые в митрополию. Русское старообрядчество появилось в Уганде недавно: небольшая группа угандийских православных перешла в ведение Московской митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви в 2013 году. Однако численность прихожан растет, и к 2018 году большинство старообрядцев являются выходцами из протестантских церквей (по результатам анкетирования).

Венчание Николаса и Юстины в старообрядческой церкви, пригород Кампалы. Венцы, удобные для транспортировки, были выполнены РПсЦ специально для угандийских старообрядцев

Второй сезон полевого исследования был посвящен изучению феномена РПЦ и старообрядчества в Африке. Первая экспедиция этого сезона в рамках гранта была проведена к.и.н. А.В. Туторским и студентом МГУ И.А. Бурцевым 25.07-08.08.2018. Исследование было направлено на изучение народной культуры Русской Православной Церкви в Форт-Портале (западная Уганда).

Под этим навесом старообрядцы деревни Кисоджо собираются на молитву, когда приезжает священник

В ходе экспедиции были проведены 26 структурированных интервью, а также собран следующий этнографический материал: видеозаписи традиционной свадьбы народа ганда и венчания этой же пары в столичной старообрядческой церкви; видеозаписи утренней воскресной службы в той же церкви, а также моления в строящейся старообрядческой часовне в Накобаале. Кроме этого фиксировалась обыденная жизнь населения в поселках, где проживают старообрядцы: приготовление пищи, шитье, глажка одежды, сбор кофе, работа на птичьей ферме и др., местный фольклор.

Юная старообрядка Стелла во дворе церкви

В целом проект задуман как социокультурно-антропологический. Феномен угандийского старообрядчества рассматривается с точки зрения социальных и культурных процессов, способстовавших его появлению. Эти процессы не только определили особенности угандийского старообрядчества, но и отразили глобальные тенденции социокультурного развития — когда взаимодействие культур приводит не просто к их симбиозу, но синтезу.

Информантки-старообрядки деревни Капеке

В России о существовании в Уганде старообрядцев практически неизвестно. Более того, новый и необычный феномен угандийского старообрядчества никогда не подвергался научному анализу в российской и мировой науке. Все вышеперечисленное определяет актуальность и новизну проекта.

Источник: inafran.ru

Комментарии (5)

  1. Константин Краснов
    Константин Краснов

    Проведение экспедиции было поддержано Российским фондом фундаментальных исследований (грант 17-01-00148). !!!!!!!!!!!!
    Вот оно! Фундаментальное знаниё! Теперь мы точно узнаем, что за пять лет угандийцы ВСПОМНИЛИ, как жили их предки в истинной вере!…..хотя не совсем — бабы с голыми руками и головами, кроме крайней левой "информантки-старообрядки" на последнем снимке, да, и та, похоже в хиджабе…..

  2. Александр Иванов

    Мдааа.. Негр (простите.. африканец) — старообрядец, в русской косоворотке и с бородой.. в страшном сне такое не присницца… Интересно, а пигмеев в старообрядчество обращать не пробовали? А если вдруг обратите, то как он молицца должен будет — в косоворотке или же голенький? они же голыми бегают, им одежда введу жаркого климата и ещё многих факторов ваще не нужна.. А если вдруг снежного человека где нибудь обнаружат, его теоретически можно будет в старообрядчество обратить? А если на землю вдруг зелёненькие гуманоиды прилетят — вы их обратить попытаетесь?)))

  3. А в Африке тоже используют термин "старообрядец" с переводом, или всё же другой термин применяется, не столь связанный с историей православия в одной отдельно взятой стране?

  4. Эх, не получилось бы в итоге как у СССР! Тогда во многих уголках Африки не только изучали феномен социализма, но и активно вливали в него за счет русской глубинки ( к сожалению она и ныне обделена).

    • вот значит где сохранилась-то она — кондовая культура истовых староверов

      Но в сущности в чем феномен-то? В эпоху глобализации и не такие переходы случаются. Какая ту связь с культурой?

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля

В связи с обновлением сайта, просим Вас воспользоваться формой для восстановления пароля от личного кабинета.

Восстановить пароль Зачем мне это?