После одиннадцатилетнего перерыва вновь состоялось заседание научно-практической конференция «Липоване: история и культура русских старообрядцев Причерноморья». В прошлом она проходила на территориях Украины и Молдавии, однако после 2014 года, когда официальные власти Украины резко изменили свое отношение к историческому и культурному наследию региона на отрицательное, конференция перестала проводиться. Нынешняя XI конференция «Липоване» состоялась в российской столице, на территории общины старообрядческой Покрово-Успенской церкви (РПсЦ), что в Малом Гавриком переулке.
Термин «липоване» объединяет староверов, расселившихся в этих краях в конце XVII-XIX веке. Он распространен не только в Причерноморье Украины, но и в других странах Восточной Европы: Молдавии, Румынии и Болгарии. Историки до сих пор не утвердились в единственной версии о том, когда появился и что означает этноним «липоване». Наиболее близкой к истине является версия, согласно которой этноним «липоване» распространился от названия селения Липовень (рум. Lipoveni), расположенного в Буковине, которое русские старообрядцы основали, по всей вероятности, после 1669 года.
Нынешнее мероприятие было посвящено 20-летнему юбилею проведения первой конференции и первого выпуска ежегодного альманаха, которого с 2004 по 2013 годы было издано десять. Организатором традиционно стал профессор РГГУ Александр Анатольевич Пригарин, также большую роль в проведении встречи сыграл настоятель Московской Покрово-Успенской общины — о. Никола Бобков. Несмотря на изменившееся место проведения, как говорят участники, «мероприятие прошло в традиционно липованском духе и душевной атмосфере».
На конференции были заслушаны следующие доклады и сообщения:
- Пригарин А. А. (РГГУ) «Изучение липован и некрасовцев: современные контуры историографического ландшафта»;
- Осипова А. В. (Боровск) «„Липоване“ в фотодокументах Виктора Ивановича Осипова»;
- Безгодов А. А. (Новгород) «20 лет липованским конференциям: липоване и беспоповцы»;
- Литвина Н. В. (Москва) «Видеохроника молдавского старообрядчества 1996 года (из архивных фондов археографической лаборатории истфака МГУ)»;
- Данилко Е. С. (Москва) «Видеопутешествия к старообрядцам, или как видеоблог может стать предметом исследования»;
- Стороженко А. А. (Кызыл) «„Успешные липоване“: историко-этнографические впечатления одного старообрядческого поселка на Волге»;
- Мельников И. А. (Новгород) «Документы фонда „Уполномоченного по делам религиозных культов по Краснодарской области“ как источник по истории поморских общин Белореченского района»;
- Душакова Н. С. (с.н.с. Архив РАН, РАНХиГС) «Культура старообрядцев Северо-западного Причерноморья в цифровых архивах»;
- Барг М. А. (РГГУ) «Советское детство со староверами: воспоминания из Краснодарского края»;
- Мальцева Д. Е. (Москва) «Проблемы изучения липованской иконы»;
- Чернов М.А. (Москва) «Икона „Богоматерь Калужская“ и старообрядцы Калужского края (Калуга-Боровск)»;
- Злотникова И. В. (Брянск) «Особенности изображения драгоценных камней в стародубско-ветковской иконописи в конце XVIII-XIX веке»;
- Бойцова А. А. (Новгород) «Иконописная традиция в кросс-культурных перспективах: старообрядческая мастерица в румынской среде»;
- Степанов В. П. (Москва) «Русское население Бессарабии и Левобережного Поднестровья в трудах русских авторов XIX века»;
- Папцова А. К. (МХПИ) «Религиозная жизнь в Гагаузии: 90-х гг. ХХ в.».
По окончании основной части конференции состоялся просмотр фильма «„Сим малым хочу великое…“. Русские старообрядцы в Бендерах», посвященного 100-летию возникновения и развития современной общины (Ксения Костромина (Бендеры)).
Несмотря на то, что конференция «Липоване» де факто запрещена украинским властями, на это мероприятие приползло несколько российских заукраинцев, мечтающих о победе над москалями.