Обновление раздела «Личность эпохи»

Раздел сайта «Личность эпохи» пополнился статьями о видных деятелях Древлеправославной Поморской Церкви — саратовских начетчиках ХIХ — нач. ХХ вв. Т.А. Худошине, А.П. Черчимцеве, В.З. Яксанове.  

Конец ХIХ — нач. ХХ века  — это период особо сильной борьбы старообрядцев за свои права, конечный результат которой — подписание закона о веротерпимости и начало «золотого» десятилетия старообрядчества. Однако чтобы достичь «золотого» периода, нужно было в прямом смысле выжить. Велись собеседования, диспуты с видными миссионерами официальной церкви, приглашались начетчики со стороны старообрядцев, собирались Соборы и съезды. Противники поморцев в беседах о вере часто замечали о мобильности и активности поморцев. Так, например, Т.А. Худошин и А.П. Черчимцев посещали беседы с «никонианами» на Алтае, в Казани и других городах, будучи сами из Саратова. Несмотря на все унижения и оскорбления со стороны господствующих миссионеров, в печати они все же признавали факт авторитета Худошина и Черчимцева.

Миссионер Александровский писал:

…на опыте я видел, каких борцов создали себе Швецов и Художин. Из школы Швецова и Художина вышли такие апологеты, как Мельников, Усов, Черчимцев, с которыми под силу вести беседы только опытным и искушенным миссионерам.

Терентия Акимовича Худошина уже при жизни называли «Поморским Златоустом» и приглашали на собеседования во все уголки «старообрядческого» мира: Москва, Тула, Вильнюс, Поволжье, Урал, Кубань, Сибирь. Он был одним из активных участников по подготовке материалов к I Всероссийскому Собору, а также помогал В.З. Яксанову в организации Саратовского старообрядческого училища и церковного журнала «Щит веры». Составил для школьного обучения старообрядцев «Учебное руководство по Закону Божию», которое было издано в Саратове в 1912 г. и неоднократно переиздавалось в странах Балтии в 1930-х гг. Примечательно, что одна из статей Терентия Худошина была разобрана в журнале «Церковь» за 1912 год, после чего «Щит веры» №4 за 1912 год признал, что Худошин совершил ошибку, выдавая протестантское толкование на Евангелие за святоотеческое писание.

 

Артемий Петрович Черчимцев был учеником Т.А. Худошина. Его называли «видным начетчиком» и «известным апологетом», его приглашали на собеседования с видными православными миссионерами. О ненависти господствующих священников и их частом поражении при беседах подтверждают оскорбительные именования поморцев и начетчиков. Миссионер Н. Гринякин в «Миссионерском обозрении» и «Оренбургских епархиальных ведомостях» в статьях упоминал об А.П. Черчимцеве как о «Паразите на почве раскола»; «Пугале русского раскола». В Томских епархиальных ведомостях от 1901 года написано: «… столпов Российского Поморства», «чаще всего Терентий Худошин с учеником своим Черчимцевым», и продолжает автор: «Законобрачное Поморство заявляет себя попытками усиленной пропаганды, которая в значительной степени сопровождается успехом…».

Поморский начетчик Василий Захарович Яксанов уделял много времени проблеме образования. В 1912 году он основал в Саратове ежемесячный поморский журнал «Щит Веры» и старообрядческое книгоиздательство, которым выпущено до 50 разных названий книг в нескольких десятках тысяч экземпляров. Состоял учителем-заведующим в Саратовском общестарообрядческом училище, при котором организовал библиотеку и поморское братство. В.З. Яксановым составлен учебник по Закону Божию для детей старообрядцев и ряд других учебников. Василий Захарович находился в числе организаторов всероссийского съезда по народному образованию, состоявшегося  в Двинске; на этом съезде выступал с несколькими докладами, например: «Старообрядчество и Просвещение». В своем докладе он уверял, что средство для борьбы с врагами Древлеправославия — это просвещение, и предлагал реформировать школу, создав из нее светскую школу, в которой на первом плане существовало бы христианское воспитание.

Темнота и невежество господствует среди старообрядчества; нам ли здесь противиться просвещению… «курсы», «чтения», «временные школы», «беседы», или как угодно их назовите, нам необходимы…предлагаю организовать курсы двух родов: светские для учителей и духовные для наставников.

Автор представленных материалов Степанов Дмитрий Владимирович, учитель истории в школе г. Кузнецка Пензенской областиДмитрий Владимирович готовит кандидатскую диссертацию и решил предоставить нашему сайту свои труды — исследования о саратовских поморских начетчиках. Большая ему за это благодарность.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (1)

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля