950 лет памяти святителя Леонтия Ростовского

В 2020 году исполнилось 950 лет со дня упокоения одного из самых известных святителей древней Руси — епископа Леонтия Ростовского. Будущий святитель родился не позднее 1051 года. Он был крещен еще во младенчестве. Затем, по распоряжению князя Владимира, взят «в научение книжное» и «книгам российским сказатель от юности бысть» с целью возведения со временем в духовный сан («тя бо Бог прежде избра от юности, отче, пастыря овец словесных, тем преподобных лик тя восприят»).

Для дополнительного образования будущий святитель отправился в Константинополь. После возвращения из Константинополя, он поселился в Печерскую обитель к преподобному Антонию (983–1073), откуда и был призван на Ростовскую кафедру и рукоположен во епископы. В Ростове святитель Леонтий являлся борцом за христианскую веру, поскольку большинство населения этой области было язычниками. Встреченный неприязненно старейшинами города Ростова, Леонтий поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением клира. Памятником этой просветительной деятельности святителя Леонтия служит дошедшее до нас и приписываемое ему в двух рукописях «Поучение и наказание к попом о всем, как подобает дети свои духовные учити и эпитимья им давати, по заповедем и по правилом святых отец». В нем говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии.

Открытая проповедь встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое их восстание: жители совсем изгнали святителя Леонтия из города. Тогда он поселился за городом близ небольшого ручья Брутовщицы, где и построил небольшую деревянную церковь во имя святого архистратига Михаила. Подвижническая жизнь епископа и его смирение со временем смягчили сердца жителей города. Многие горожане просили его вернуться.

Однако, часть язычников была настроена категорически против проповеднической деятельности епископа. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы епископ вышел к ним. «Испугались священники и диаконы соборные и стали умолять архипастыря своего, чтобы он не выходил и тайно скрылся от идолослужителей, готовых умертвить его». Но он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами, также облачившимися по его повелению в священные одежды, вышел из храма к народу. Пораженные мужеством епископа и светом небесным, исходившим от его лица, язычники попадали на землю, пришли в телесное расслабление и как мертвые лежали на земле у ног Леонтия. Помолившись, он восставил их и исцелил; по увещанию его, они приняли веру и крестились. С того времени Церковь в Ростове стала расти.

В 1070 году святитель Леонтий преставился ко Господу. Тело епископа было погребено в соборном Успенском храме города Ростова, а нетленные его мощи были обретены в 1162 году при копании рвов под стены каменного соборного храма, который основал великий князь Андрей Боголюбский (ок. 1111–1174 гг.) на месте сгоревшей в 1160 году дубовой соборной Успенской церкви. Обретенные мощи святителя были положены в устроенном в его честь небольшом приделе с южной стороны алтаря соборного храма, в присланном князем каменном гробе. Ростовский епископ Иоанн I установил празднование святителю в день обретения его мощей — 5 июня (23 мая ст. ст.). В 1609 году поляки и литовцы, опустошившие Ростов, похитили золотую раку святителя и его икону. С тех пор мощи святителя Леонтия почивают под спудом, а на месте их покоя находится рака с его надгробной иконою.

На иконописных изображениях святитель Леонтий Ростовский предстает в белом клобуке. Многие русские святители, жившие в домонгольский период, носили именно белый клобук. В известном памятнике древнерусской литературы XV–XVI веков «Повесть о белом клобуке» говорится о чудесном появлении на Руси белого клобука, символа «Третьего Рима». В ней рассказывается, что царю Константину явились во сне святые апостолы Петр и Павел и показали ему форму, по которой должен быть сшит белый клобук папе в знак его церковного главенства; Константин велел сшить клобук и возложил его на голову папе Сильвестру. Но тогда патриарху явился ночью «юноша светлый» и велел отправить клобук в Великий Новгород, «и да будет там носим на главе Василия архиепископа»; с тех пор «утвердися белый клобук на главах святых архиепископ Великого Новгорода». Также право ношения белого клобука было и у Ростовских епископов.

В 1564 году при царе Иване IV эта традиция о праве московского святителя носить белый клобук была возрождена. После установления в 1589 году в России патриаршества, белый клобук стали носить Патриархи Московские. Однако после церковного раскола, когда в ходе реформ русская традиция стала заменяться на новогреческую, «Повесть о белом клобуке» подверглась осуждению. На Большом Московском Соборе она был объявлена как «лживая и неправая».

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (1)

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля