В РПЦ раскритиковали реформу Никона

Церковная реформа патриарха Никона 1650-х годов нанесла ущерб культурной самобытности Руси, а также стала причиной уничтожения многих культурных особенностей России, — заявил Председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ Московского Патриархата, древлехранитель Московской городской епархии, протоиерей Леонид Калинин.

Протоиерей Леонид Калинин. Фото: Царьград

Русская культура и русское церковное искусство претерпели колоссальное воздействие, связанное с реформой Никона, которая привела к расколу. Историки спорят, и в церкви споры не утихают о природе этого раскола, была ли польза или больше вреда от этой реформы. Склоняюсь постепенно при раскрытии определенных данных к тому, что было больше вреда, чем пользы, потому что был нанесен непоправимый ущерб многим явлениям культуры, которая сформировалась в России как самобытная, — сказал протоиерей Леонид Калинин.

Он отметил, что вплоть до революции 1917 года реформа сопровождалась жесткой цензурой со стороны властей.

Надо сказать, что мы иногда идеализируем дореволюционную Россию, но не всё было идеально, была очень жесткая цензура, слова нельзя было сказать против реформы Никона. До сих пор историки по крупицам собирают материалы о том времени, чтобы создать более-менее достоверную картину, ее просто нет, — добавил протоиерей.

По его словам, циркуляр Никона о том, что «креститься надо трехперстно, а не двуперстно, земных поклонов не полагать», до сих пор не найден. В частности, изменения, связанные с церковной реформой, уничтожили ряд уникальных культурных особенностей, в том числе знаменное пение.

В то время попытка патриарха Никона привести все в унифицированное с греками состояние касалось не только текстов, которые достаточно грубо были исправлены, но и церковной архитектуры и художеств. Можно сказать, что после Никона Древняя Русь практически перестала существовать, она была переделана во что-то совершенно новое. Это выразилось во всех сферах, самые большие утраты связаны с той частью русской культуры, которая не имеет отношения к изобразительному искусству, это уничтожение знаменного пения — уникального распева, который существовал до Никона и был практически полностью истреблен.

Ранее патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о необходимости реставрации деревенских храмов и других исторических памятников.


Источник: Елизавета Булкина для vz.ru

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (7)

  1. Сергей

    Нашли крайнего — реформу затеял Романов-царь и Ко, а Никон — лишь «эффективный менеджер» проводил ее в жизнь, пока не начал самостоятельно мыслить. В тени и священноначальники, в страхе перед А.М. и Ко не поддержавшие еп.Павла Коломенского и Каширского.

  2. Думающие и незашоренные в РПЦ стали публично подвергать сомнению «достижения» реформы Никона, но их ничтожно мало. Что касается знаменного пения, то оно используется в Москве в трех единоверческих храмах (Рубцово, Берсеневка, Таганка)и как не основное в Строгино. Даже в Введенской на Салтыковке (колыбель дореволюционного единоверия) нет. А ведь сколько всего в столице храмов и монастврей и какое поле деятельности хотя бы в дорасколных !

    • Сергiй CMLXXXV

      Есть ли какая-то ценность в этом пении кроме как культурного наследия? Скажем, для современного верующего, не замороченного на хранении русского наследия, и вообще не видящего в нем особой ценности, но желающего приобщиться Христу — есть профит в этом древнем пении по сравнению с недревним? И если есть именно эта ценность, то она обозначается? Или и тут религиозное уступает по значимости культурно-этнически-патриотическому?

    • Сергiй CMLXXXV

      Смотрим:

      > Склоняюсь постепенно при раскрытии определенных
      > данных к тому, что было больше вреда, чем пользы,
      > потому что был нанесен непоправимый ущерб многим
      > явлениям культуры, которая сформировалась в России
      > как самобытная, — сказал протоиерей Леонид Калинин.

      > В частности, изменения, связанные с церковной
      > реформой, уничтожили ряд уникальных культурных
      > особенностей, в том числе знаменное пение.

      > Это выразилось во всех сферах, самые большие утраты
      > связаны с той частью русской культуры, которая не
      > имеет отношения к изобразительному искусству, это
      > уничтожение знаменного пения

      По мнению этого протоиерея РПЦ весь ущерб культурный. Никакого ощутимого ущерба для вероучения и церкви — ну чтоб говорить об этом как о явлении — реформа Никона не нанесла.
      Культура, искусство пострадали.

    • Сергiй CMLXXXV

      > Знаменное пение — молитвенное.
      > Партесное — развлекательное.

      А к тону молитвы это относится? Можно ли сказать, что когда поп нараспев читает молитву, то это молитва, а если я своими словами говорю слова молитвы так же как я говорю в обычной жизни, то это уже не молитва? А если я обращаюсь к Богу вообще обычной речью, как баптисты например, используя современный язык, слова, близкие мне небранные конечно обороты и т.п. — это развлечение, болтовня или тоже молитва?

  3. Сергiй CMLXXXV

    Говоря про ущерб реформы говорят о культуре и традициях. А религия-то где? С церковной точки зрения наибольший урон можно нанести по религиозному учению, правильному исповеданию веры, догматике. Но об этом «в РПЦ» не сказали.

    То есть все ущербы от реформы сводятся к второстепенным для религии вещам — попортить и утерять которые может и обидно, но не критично. Так выходит.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля