В РПЦ раскритиковали реформу Никона

Церковная реформа патриарха Никона 1650-х годов нанесла ущерб культурной самобытности Руси, а также стала причиной уничтожения многих культурных особенностей России, — заявил Председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ Московского Патриархата, древлехранитель Московской городской епархии, протоиерей Леонид Калинин.

Протоиерей Леонид Калинин. Фото: Царьград

Русская культура и русское церковное искусство претерпели колоссальное воздействие, связанное с реформой Никона, которая привела к расколу. Историки спорят, и в церкви споры не утихают о природе этого раскола, была ли польза или больше вреда от этой реформы. Склоняюсь постепенно при раскрытии определенных данных к тому, что было больше вреда, чем пользы, потому что был нанесен непоправимый ущерб многим явлениям культуры, которая сформировалась в России как самобытная, — сказал протоиерей Леонид Калинин.

Он отметил, что вплоть до революции 1917 года реформа сопровождалась жесткой цензурой со стороны властей.

Надо сказать, что мы иногда идеализируем дореволюционную Россию, но не всё было идеально, была очень жесткая цензура, слова нельзя было сказать против реформы Никона. До сих пор историки по крупицам собирают материалы о том времени, чтобы создать более-менее достоверную картину, ее просто нет, — добавил протоиерей.

По его словам, циркуляр Никона о том, что «креститься надо трехперстно, а не двуперстно, земных поклонов не полагать», до сих пор не найден. В частности, изменения, связанные с церковной реформой, уничтожили ряд уникальных культурных особенностей, в том числе знаменное пение.

В то время попытка патриарха Никона привести все в унифицированное с греками состояние касалось не только текстов, которые достаточно грубо были исправлены, но и церковной архитектуры и художеств. Можно сказать, что после Никона Древняя Русь практически перестала существовать, она была переделана во что-то совершенно новое. Это выразилось во всех сферах, самые большие утраты связаны с той частью русской культуры, которая не имеет отношения к изобразительному искусству, это уничтожение знаменного пения — уникального распева, который существовал до Никона и был практически полностью истреблен.

Ранее патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о необходимости реставрации деревенских храмов и других исторических памятников.


Источник: Елизавета Булкина для vz.ru

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (21)

  1. Сергей

    Нашли крайнего — реформу затеял Романов-царь и Ко, а Никон — лишь «эффективный менеджер» проводил ее в жизнь, пока не начал самостоятельно мыслить. В тени и священноначальники, в страхе перед А.М. и Ко не поддержавшие еп.Павла Коломенского и Каширского.

  2. Думающие и незашоренные в РПЦ стали публично подвергать сомнению «достижения» реформы Никона, но их ничтожно мало. Что касается знаменного пения, то оно используется в Москве в трех единоверческих храмах (Рубцово, Берсеневка, Таганка)и как не основное в Строгино. Даже в Введенской на Салтыковке (колыбель дореволюционного единоверия) нет. А ведь сколько всего в столице храмов и монастврей и какое поле деятельности хотя бы в дорасколных !

    • Сергiй CMLXXXV

      Есть ли какая-то ценность в этом пении кроме как культурного наследия? Скажем, для современного верующего, не замороченного на хранении русского наследия, и вообще не видящего в нем особой ценности, но желающего приобщиться Христу — есть профит в этом древнем пении по сравнению с недревним? И если есть именно эта ценность, то она обозначается? Или и тут религиозное уступает по значимости культурно-этнически-патриотическому?

    • Сергiй CMLXXXV

      Смотрим:

      > Склоняюсь постепенно при раскрытии определенных
      > данных к тому, что было больше вреда, чем пользы,
      > потому что был нанесен непоправимый ущерб многим
      > явлениям культуры, которая сформировалась в России
      > как самобытная, — сказал протоиерей Леонид Калинин.

      > В частности, изменения, связанные с церковной
      > реформой, уничтожили ряд уникальных культурных
      > особенностей, в том числе знаменное пение.

      > Это выразилось во всех сферах, самые большие утраты
      > связаны с той частью русской культуры, которая не
      > имеет отношения к изобразительному искусству, это
      > уничтожение знаменного пения

      По мнению этого протоиерея РПЦ весь ущерб культурный. Никакого ощутимого ущерба для вероучения и церкви — ну чтоб говорить об этом как о явлении — реформа Никона не нанесла.
      Культура, искусство пострадали.

    • Сергiй CMLXXXV

      > Знаменное пение — молитвенное.
      > Партесное — развлекательное.

      А к тону молитвы это относится? Можно ли сказать, что когда поп нараспев читает молитву, то это молитва, а если я своими словами говорю слова молитвы так же как я говорю в обычной жизни, то это уже не молитва? А если я обращаюсь к Богу вообще обычной речью, как баптисты например, используя современный язык, слова, близкие мне небранные конечно обороты и т.п. — это развлечение, болтовня или тоже молитва?

    • Из названных храмов только Николы в Студенцах официально единоверческий. Остальные просто старообрядные в РПЦ.

    • михалычъ

      а якая ризнИца?

      Или в Студенцах живые родовые единоверцы, так они же вроде раньше были на Рогожке, а затем в Слободу переехали.
      А обычный интеллигент какая разница, как его называть?

    • Ну разница хотя бы в том, что единоверие это традиционное признанное образование в РПЦ, которое существует согласно Правилам единоверия, на которых единоверцы согласились начать уврачевание раскола. А «старообрядные приходы в РПЦ» — это не понятно что. Вроде как фольклёрное объединение в РПЦ. Правила м. Платона 1800 г были конечно компромиссом, однако дают духовную защиту единоверцам от троеперстников, от исповедания никонианам, от участия в совместных молитвах, от назначения попов без согласия прихода и др. Ничего этого у старообрядных приходов в РПЦ нет. Да и запретить их могут теоретически в любой момент. Права то птичьи.

    • Уж если исходить исторически, то в России скорее всего можно отнести к прямым наследникам единоверия два прихода : нижегородское Малое Мурашкино, где храм не закрывался, но за последние годы бабульки вымерли, а дачники далеки ; Михайловскую слободу, хоть храм и закрывался, но население сохранило свою веру и после открытия вновь пополнилось остатками столичных единоверцев с Рогожского. Что касается прихода храма св.Николы в Студенцах на Таганке, то там какая то своеобразная смесь претензий на монастырские правила с элементами беспоповщины. И насколько известно, правовой статус старообрядных ( единоверческих) приходов в РПЦ не определен.

    • михалычъ

      о чем и речь — разницы никакой, правила-то уже давно не действуют, бабулек почти нигде не осталось (открою тайну
      — они иногда проживают в сельской местности, где ббыли некогда дореволюционные приходы, а сейчас и намека нет на такой приход. Но определенная среда сохраняется.
      Можно конечно принять во внимание приходы с изрядной долей родовых если не единоверцев, то природных староверцев (культурно и ментально они почти теперь уже идентичны). Например Кузнецк тот же, приход новый, но вписан в староверческую среду. Таких грубо с десяток выходит, по этому признаку и смотреть — связь с историческим старообрядчеством, а не по формальному статусу, а без этой связи и дай статус — все будет на энтузиазме парочки активистов. И с уклоном как бы в сторону реконструкторского клуба — если они не будут стремиться такую связь обрести.

    • Мурашкино и М. Слобода это уже не Москва. Речь шла о московских храмах. Монастырские правила скорее практикуются на берсеневке. Беспоповщина это вообще то элемент старообрядчества, поэтому любой староверческий поповский приход несёт в себе элементы беспоповщины.
      Правовой статус единоверия в РПЦ вполне определён — правила единоверия м. Платона и более поздние соборные определения. То, что они кому то не нравятся — это их личное дело. В РФ около 15 — 20 официиалъно зарегистрированых единоверческих общин. Ещё столько же числятся как старообрядные приходы РПЦ с неопределённым статусом.

    • михалычъ

      дело не в том, что они не нравятся. После гибели последних единоверческих епископов приходы были «временно» переданы в ведение епархиальных преосвященных.

      Большинство приходов не пережило войны, в Свердловской области немного просуществовали в послевоенный период, затем объединились с общеправославными.
      ИТОГО имеем
      исторические единоверческие (с живыми потомками дореволюционных единоверцев)

      1. Слобода

      2. Злынка на Украине (оазис липованского пения в РПЦ, почти исчезнувшего и в РПСЦ даже) с живыми потомками, о перспективах не возьмусь судить, поп вроде служил по новому, но замечательный клирос создает атмосферу чисто старого обряда

      3. приходик где-то в Румынии, характеризовался как малоперспективный, насколько это справедливо не судить отсюда

      4. Уральск и другие казачьи поселения в Западном Казахстане — чисто единоверческие приходы ликвидированны в 40-х гг, но действовали повсеместные молельные дома до развала колхозной системы, потом и они слегка затухли, но их прихожане и их детишки есть и посему некие традиции в живой преемственности существуют, особенно в станицах, тоже как в Злынке попы молятся по-новому, а часть прихожан по-старому, только нет такого клироса как там

      5. парочка приходиков в Латвии, судя по фоткам там есть какие-то живые бабулечки явно старообрядческой внешности. По-видимому держится на энтузиазме батюшки, иначе бы давно все накрылось. Очевидно и на благоволении епархии. Перспективы? ну есть там староверцы, может и есть шанс

      Петербург и Мурашкино уже не в категории ввиду отсутствия живых носителей (ну может есть те, кто их видели — условная преемственность).

      Может еще где есть по селам, может в Поиме или Нижегородчине? Во Мстере б. м. что осталось, или еще где просто не в курсе.

      ИТОГО — не больше десяти географических центров. Слабо связанные и — заметим — главным образом — периферийные не только в территориальном плане, но и по степени влияния внутри единоверческой общности.
      Ну кто ориентируется на ту же Злынку? В отношении пения или иных традиций? То есть если некое даже наблюдается возрождение, то живая традиция (бабулечки, коровки, деревенские петушки, народное пение, деревенские обряды, поминки, проводы души и прочий пласт культуры) не «в тренде».

      Вторая группа — ментально близкая к первой, с перспективами б.м.получше. Это тоже живые носители, только потомки не единоверцев а старообрядцев. Вероятно градация условна, ведь и в Слободу ходят староверы.
      Главный центр конешно Гуслицы (несколько приходов), Минск, Свердловская область, Кузнецк, теперь Забайкалье. Могла бы быть и Усть-Цильма, но что у них там неясно.

      ТО есть чуть больше десятка приходов.
      Остальные приходы — получается большинство — из новообрядцев.
      Как представляется, именно они и есть «в тренде». Численно, в плане пиара, в техническом плане, в инфоормационом.

      Это и понято. Молодому энтузиасту легче развить деятельность, нежели баушкам, у которых перед глазами расстреленная за содержание молельни односельчанка (реальный случай из жизни).
      Поэтому много будет зависеть от того, в какую сторону все это будет развиваться.
      Если энергия молодых движняков соединиться с преемственно-старообрядческо-единоверческой средой, если будет поменьше экспериментирования, реставрирования-реконструкций.
      А больше — реальной связи с опытом старых поколений, стариков на клиросах, народного, а не «профессионального» пения с его различными изводами (липованского, часовеного, иргизско-уральского) вместо примитивного рогожского знаменного партеса.
      Тогда есть перспектива не скатиться в псевдорусский стиль, лубок без живой связи.
      Очень много делают деятельные попы. Целый ряд традиционных регионов (почти вся Сибирь, почти все Поволжье, Кубань, Ветка-Стародубщина, Иргиз, Яик, Алтай
      Кавказ) ждут таких деятелей. Они и могут поменять пресловутый «тренд»

    • Исторический аспект единовёрия конечно интересен. Однако он не главный. Не секрет, что к единоверию присоединялись и беспоповские и поповские общины. Долгое время не было епископов. Реальная связь с поколениями ранообразная. Вообще разрозненность старообрядчества приводит к увеличёнию обрядовых различий. Но думаю, что это не главное, хотя проблема есть. Важнее отношения между различными конфессиями и преодоление внутренних раздоров.

    • михалычъ

      я бы сказал что это разнообразие как раз и есть достоинство, которое надо бы сохранить, а не невилировать. Имею ввиду богослужебные традиции

  3. Сергiй CMLXXXV

    Говоря про ущерб реформы говорят о культуре и традициях. А религия-то где? С церковной точки зрения наибольший урон можно нанести по религиозному учению, правильному исповеданию веры, догматике. Но об этом «в РПЦ» не сказали.

    То есть все ущербы от реформы сводятся к второстепенным для религии вещам — попортить и утерять которые может и обидно, но не критично. Так выходит.

    • Ну как же? Никон изменил Символ Веры. Т.е. вся РПЦ попала под проклятие вселенских соборов. Так же с троеперстием под проклятие стоглавого собора.

    • михалычъ

      только Бог может подобного рода заявления — аж вся РПЦ (все 140 млн). Не читайте советских газет. И постсоветских не читайте. Если нет других- не читайте вовсе.

      Этоо способствует пищеварению

    • Я говорю о тех проклятиях, которые были сделаны на вселенском соборе и на стоглавом соборе русской Церкви. Читайте постановления соборов. Это способствует очищёнию ЖКТ.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля