В Алатыре прошла научно-практическая конференция «История и искусство старообрядчества»

27 ноября 2018 года в здании Алатырского краеведческого музея состоялась научно-практическая конференция «История и искусство старообрядчества». Перед началом конференции собравшиеся совершили экскурсию по выставке «Культура старообрядчества», где осмотрели старинные иконы, предметы быта, церковной утвари, молитвенной и мирской одежды старообрядцев, а также рукописные и старопечатные книги. Выставленные предметы предоставлены Ульяновской и Самарской общинами Древлеправославной Поморской Церкви, а также некоторыми экспонатами из частных коллекций.

Научно-практическая конференция «История и искусство старообрядчества»

Выставка работает с августа текущего года, краеведческий музей плодотворно сотрудничает с Ульяновской старообрядческой общиной Древлеправославной Поморской Церкви, благодаря чему был реализован их первый совместный проект — выставка «Культура старообрядчества», с которой ознакомились многие алатырцы.

На конференции присутствовали многочисленные гости. Среди них председатель Поволжского духовного совета Древлеправославной Поморской Церкви, духовный наставник Ульяновской общины Павел Васильевич Аринин, председатель Новгородской старообрядческой общины ДПЦ Алексей Безгодов, председатель Чебоксарской старообрядческой общины РПсЦ дьякон Валерий Тимофеев, председатель миссионерского отдела Алатырской епархии РПЦ МП дьякон Сергий Горохов и многие другие.

Открыла и вела конференцию исполняющая обязанности начальника отдела культуры по делам национальностей, информационной политики и архивного дела администрации города Татьяна Борисова. Участников мероприятия тепло приветствовал первый заместитель главы администрации города Дмитрий Стрельников. Выступая, он пожелал всем плодотворной работы. П.В. Аринин поблагодарил всех присутствующих и руководство краеведческого музея за искренний интерес к старообрядчеству, за открытость и возможность проведения данной встречи.

Уверен, что это мероприятие взаимно обогатит нас и пройдёт на волне взаимопонимания, — сказал Павел Васильевич.

Затем слово было предоставлено гостям. Первым выступил дьякон Сергий Горохов с докладом «Старообрядческий раскол как величайшая трагедия русского православия», докладчик много говорил лестных слов о патриархе Никоне, сетуя на то, что он фактически стал заложником ситуации в стране и что под конец жизни молился по-старому. Доклад вызвал неоднозначную оценку среди слушателей и довольно многочисленные вопросы.

Следующим выступил доцент Волжского филиала Московского Автодорожного института Андрей Берман с докладом «Происхождение мистического сектантства и старообрядчества». В докладе делалась попытка отождествить происхождение хлыстов и некоторых других мистических сект с последователями старца Капитона и вообще с ранним старообрядчеством. Слушателями были высказаны аргументированные возражения и отмечена схожесть с некоторыми созданными миссионерскими мифами.

Кандидат культурологи, сотрудник лаборатории этнологии и истории культуры Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (Великий Новгород) Илья Мельников выступил с докладом «Место богословского концепта акривии в церковном осуждении никонианского раскола», в котором была дана оценка реформ Никона с богословской точки зрения.

Один из присутствующих слушателей выступил со словами:

В названии некоторых докладов упоминаются термины «старообрядческий раскол» и «никонианский раскол». Возникает вопрос, а как же правильно? Заслушав выступающих, понимаешь, что организатором реформ и виновником раскола был патриарх Никон, а значит более верным названием будет именно «никонианский раскол».

Дьякон Валерий Тимофеев, председатель Чебоксарской старообрядческой общины РПсЦ, в докладе «Старообрядцы Алатырского уезда Симбирской губернии и их духовные наставники в первой трети XIX века» рассказал о духовных наставниках поморского и федосеевского согласий, которые упоминаются в различных следственных делах.

После небольшой кофе-паузы конференция продолжила свою работу. Первым после перерыва выступил Алексей Безгодов, председатель Новгородской старообрядческой общины ДПЦ, с докладом «Древлеправославная Поморская Церковь в современных условиях». Алексей Безгодов рассказал о причинах разделения в старообрядчестве на поповцев и безпоповцев и о современном положении Древлеправославной Поморской Церкви, отметив, что старообрядчество Алатырского края в основном было представлено безпоповскими согласиями.

Экспонаты выставки «Культура старообрядчества»

Дарья Мальцева, искусствовед и художник-реставратор иконописи, сотрудник Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), выступила с темой «Особенности старообрядческой иконы и перспективы ее изучения». В докладе она вкратце рассказала о существенных отличиях между старообрядческой и никонианской иконописью, а также о следовании старообрядцами дораскольным традициям, в то время как никониане заимствовали стиль западноевропейского (латинского) искусства.

П.В. Аринин

В завершение выступил Павел Половинкин, председатель Самарской общины ДПЦ, с докладом «Староверы хранители древних традиций». В своем докладе он рассказал о сохранении староверами древних традиций и канонических устоев. Так получилось, что своим докладом он как бы подытожил прошедшую конференцию.

Также для участия в конференции был заявлен Кирил Кожурин, доцент Института философии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), с докладом «Мировоззренческие разногласия в русском старообрядчестве». Однако докладчик не смог принять участие в конференции. Все желающие смогут ознакомиться с текстами докладов, в ближайшее время планируется подготовить и издать сборник трудов конференции.

Конференция прошла в конструктивном ключе, соблюдались принципы взаимоуважения. На конференции присутствовали четыре представителя Древлеправославной Поморской Церкви, три священнослужителя от Русской Православной Церкви и дьякон Русской Православной старообрядческой Церкви.

Ни один из докладов не оставил слушателей равнодушными, задавалось много вопросов, в том числе довольно острых. После некоторых докладов возникали обсуждения, переходящие в полемику. После окончания конференции некоторые участники, не спеша расходиться, продолжили обмен мнениями. Выражаем большую благодарность сотрудникам музея за хорошую организацию и теплый прием.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (2)

  1. Иван Калашников

    Научно-практическая конференция «История и искусство старообрядчества», а почему первыми никониане выступали и вообще зачем они нужны на старообрядческой конференции? Когда никониане проводят свои коференции старообрядцам вообще слово не дают, да по простому даже не приглашают. А тут им дали первым слово, да еще и никониане староверов грязью полили. Вообще честно говоря все это возмутительно.

    "Затем слово было предоставлено гостям. Первым выступил дьякон Сергий Горохов", и как это председатель миссионерского отдела Алатырской епархии РПЦ МП дьякон Сергий Горохов стал вдруг гостем он же местный.

  2. "Алатырской епархии РПЦ". А во времена Екатерины Великой епархия была другая и епископ Нижегородский и Алатырский Дамаскин (Семенов — Руднев), фактически сосланный из Москвы, где был ректором Славяно-греко-латинской академии, за связь с Новиковым, создал для чувашского, да и мордовского и марийского народов, словари. Одновременно подвергался критике из Петербурга за недостаточную борьбу с расколом. А теперь из Ульяновска и Великого Новгорода гости есть, а из Нижегородчины никого. А там за последние годы поморские общины тоже "ожили".

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля