Сызранские восьмиклассники знакомились со своей историей — в рамках городской конференции они побывали в местном старообрядческом храме, где юноши смогли примерить кафтаны, а девушки сделать селфи в платке «под булавку».
«Мало знают о старообрядчестве», — вздыхает отец Сергий Сусоров, настоятель храма во имя Воздвижения креста Господня в городе Сызрани. На днях он принимал группу экскурсантов, которую сопровождала его прихожанка, педагог дополнительного образования одной из местных школ Наталья Веселова — с мужем и детьми она несколько лет назад присоединилась к старообрядческой Церкви. Вместе со священником Наталья рассказала ребятам об истории храма и жизни хранителей старой веры в Сызрани.
Окружная конференция «Духовное краеведение: святыни родной земли», в которой, среди прочих, членом экспертной комиссии выступил священник-старообрядец, была организована и проведена «в целях воспитания патриотизма, чувства любви и уважения к Отечеству, активизации интереса обучающихся и педагогов к изучению родного края в общеисторическом и духовно-краеведческом аспектах» на основании приказа Западного управления Министерства образования и науки Самарской области.
На экскурсию в храм пришли восьмиклассники из школы № 14 вместе со своим классным руководителем, учителем истории Надеждой Дорониной. Школьники узнали много нового о прошлом и настоящем церкви РПсЦ, ее постройке в 1912 году, архитектуре. Интересным для ребят стал рассказ о молитвенной одежде старообрядцев, особенностях дораскольного православия и о знаменном пении. Много раз ребята проходили мимо здания храма, а в этот день у них впервые появилась возможность побывать в его старинных стенах.
Надеемся, что такая экскурсия в Сызрани повторится еще не раз, — полагает Наталья Викторовна. — Это первый шаг в работе с молодым поколением, его духовным развитием. И точно не последний.
… Крестовоздвиженская церковь была построена в Сызрани на средства белокриницкой старообрядческой общины после прекращения гонений на староверов со стороны государства. Строительство начато в 1905, а закончено в 1912 году. Храм поставили с небольшим отступом от красной линии Симбирской (Ульяновской) улицы — второй по значимости в городе — и развернули по отношению к ней под небольшим углом, чтобы сориентировать постройку по оси «запад-восток». Церковь построена в виде креста.
По словам Натальи, о влиянии староверов на культуру центра крупнейшего уезда Симбирской губернии свидетельствует местоположение этой постройки в одном из кварталов центральной части города, рядом с древнейшим приходским храмом — Успенской церковью, городской управой, полицейской частью, городским общественным банком и первой женской гимназией. Сопоставляя объект сызранского храма РПсЦ с аналогами на территории Самарской области и других регионов России, можно уверенно говорить, что его архитектура являет собой индивидуальный проект в русском стиле, выделяющийся среди храмовых сооружений данного периода проработкой пластики фасада, композиции, а также творческой интерпретацией характерных приемов.
Наталья говорит, что основная масса изученных архивных документов в рамках подготовки к экскурсии и выступления на конференции приходится на 1920-е годы. При этом известно, что 23 января 1918 года выходит декрет народных комиссаров РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». На его основании верующие регистрируют Крестовоздвиженскую старообрядческую общину, а первого января 1920 года уездный отдел управления Сызранского исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов в бессрочное пользование передает здание храма.
Священником общины на тот момент состоял Харитон Родионович Глинкин, а делами общины руководил церковный совет из пяти человек во главе с председателем, — рассказала экскурсовод ребятам, отметив, что в более позднее время священником в ней служил Климент Карсунцев, о котором совсем ничего не известно. Драматический момент произошел 29 августа 1935 года: постановлением № 041/33 Президиума Сызранского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 29 августа 1935 года старообрядческая церковь по ул. Ульяновской, 50 закрыта.
В списке молитвенных зданий на территории г. Сызрани национализированных и переданных в ведение городского жилищного управления за 1947 год, сказано:
Молитвенное здание Белокриницкой церкви занято под склад сахара. Здание требует капитально-восстановительных работ и значительных затрат.
В начале 2000-х годов общине был возвращен исторически принадлежавший старообрядцам Крестовоздвиженский храм. Однако возвращение храма было произведено без соблюдения необходимых процедур, в результате чего община почти семь лет не могла зарегистрировать право собственности на здание. Но в конце 2007 года сделать это все-таки удалось.
…Отец Сергий рассказывает, что вместе со школьниками у храма в назначенный день собрались педагоги и классный руководитель. Дети с видимым интересом вступили на прилегающую территорию и благоговейно, тихо и молча, вошли в храм…
У них стихли разговоры, молодые люди внимательно слушали Наталью, взявшую на себя роль экскурсовода, — говорит священник и отмечает, что школьникам интересно и доходчиво рассказали не только об истории церкви, но и о роли старообрядческих купцов, которые возвели здание ни где-нибудь на окраине, а в самом центре города! — Наталья очень основательно подготовилась ко встрече экскурсантов, и не важно, что немного волновалась. Она поведала ребятам о том главном, что стоило сказать молодежи.
…Впрочем, после рассказов началось самое интересное: ребятам показали лестовки и подручники, пояснили, для чего и как они используются в богослужении. Отец Сергий говорит, почти всем было интересно, потому что мало кто из подрастающего поколения в Сызрани знал и знает о дореформенной вере Руси.
Некоторые думали, что староверы «сохранились» где-то далеко в Сибири, — добавляет он.
Ребятам предложили померить кафтаны и платки. Правда, смельчаков, которые решились на примерку, нашлось мало. Параллельно ребятам рассказали об устройстве церковного здания, а в конце экскурсии они попросили разрешения сфотографироваться со священником около южных дверей храма, наиболее сохранившихся до наших дней…
Экскурсанты ушли под впечатлением от увиденного, — отец Сергий отмечает это не без радости и добавляет, что ему и Наталье, познакомившей молодежь с тайнами старой веры, стало немного грустно от того, что горожане — и стар, и млад — действительно мало знают о старообрядчестве.
Но все же через несколько дней, когда организаторы подводили итоги конкурса, в рамках которого, как говорят наблюдатели, были действительно хорошие работы, в том числе и с кураторами из РПЦ, первое место в секции «Святые места» было присуждено именно проекту «Старообрядческая Крестовоздвиженская церковь как произведение церковной архитектуры и исторический памятник православной старообрядческой культуры г. Сызрани», и выводам, которые по его итогам сделали восьмиклассники.
Фото предоставлено отцом Сергием Сусоровым
Комментариев пока нет