Состоялся IV научно-практический семинар «Актуальные проблемы старообрядчества»

12 декабря 2018 года в Московском старообрядческом духовном училище состоялся IV научно-практический семинар «Актуальные проблемы старообрядчества». В семинаре приняли участие историки, ученые, преподаватели и студенты Московского старообрядческого духовного училища. Прозвучали доклады на тему истории старообрядчества, его просветительской, миссионерской деятельности, а также знаменного пения, меценатства, взаимоотношения с другими религиозными направлениями. Круглый стол прошел при участии митрополита РПсЦ Корнилия (Титова) и под председательством директора МСДУ Анатолия Ивановича Шатохина.

Участники мероприятия

Работа семинара предполагала широкий спектр направлений:

  • История и культура старообрядчества;
  • Старообрядческое вероучение: богословие и религиозно-философские основы;
  • Старообрядцы за рубежом;
  • Персоналии;
  • Взаимоотношения с другими религиозными направлениями;
  • Старообрядчество, общество, государство и др.

Церковный историк, краевед, публицист, директор МСДУ Анатолий Иванович Шатохин поприветствовал участников семинара и выступил с докладом «История старообрядчества на территории Меленковского уезда Владимирской области». Меленки — крупный старообрядческий центр во Владимирском крае. Одним из первых конкретных шагов к церковному разделению в этих краях стало осуждение на Соборе 1653 года муромского протопопа Логгина. Отец Логгин имел большое влияние в монастырях и храмах г. Мурома и Муромского уезда (территория современного Меленковского района).

В 1677 году распоряжением царя Феодора Алексеевича большое число противников Никоновых новин из города Ярополча и села Вязников Муромского уезда было выселено в глухие места. Они и составили деревни и села «новопоселенной» волости по реке Унже. Однако переселение не принесло ожидаемого результата: мещане и крестьяне не перешли на новый обряд. После переселения меленковские и вязниковские старообрядцы поддерживали между собой духовные и промышленные отношения. Образовался новый центр старообрядчества — Меленковский.

Другой участник семинара — М. Г. Николаев выступил с докладом «К. Т. Солдатёнков предприниматель». Козьма Терентьевич Солдатёнков — одна из наиболее необычных фигур в истории российского меценатства. Солдатёнков принадлежал к династии текстильных фабрикантов, выходцев из деревни Прокунино Коломенского (затем Богородского) уезда Московской губернии. Его дед, крестьянин Егор Солдатёнков (1744–1830), в 1769 году обзавелся здесь ткацкими станами для изготовления шелковой материи. Дело приносило доход, и в 1797 году Егор Солдатёнков переехал в Москву, поступив во вторую гильдию купечества. К 1810 году он уже был владельцем большого дома и бумаготкацкой фабрики.

Козьма Терентьевич Солдатёнков

В войну 1812 года фабрика сгорела, Солдатёнковым пришлось вернуться в деревню и возобновить старое производство. Здесь и родился Козьма Солдатёнков. Уже к 1825 году его отец Терентий Солдатёнков (1772–1850) и дядя Константин Солдатёнков (1773–1834) восстановили московскую фабрику и поступили в первую гильдию купечества. Свою продукцию — миткаль, тик, брючную материю — они успешно продавали в Гостином дворе Китай-города. Войдя в лета и получив от отца положенную ему долю семейного предприятия, Козьма Терентьевич активно занялся бизнесом и приумножил полученные капиталы. Благотворительную деятельность Козьма Солдатёнков начал 1850-е годы. По его распоряжению в деревне Прокунино в память о деде и бабушке стали выдавать пособия: вплоть до 1917 года каждая девица, выходившая замуж, и каждый новобранец получали по 50 руб.

В 1866 году в Москве открылась Богадельня коммерции советника К.Т. Солдатёнкова в память 19 февраля 1861 года. Купец построил заведение на личные средства и содержал в течение 30 лет. В двухэтажном каменном здании (строительство обошлось в 60 тыс. рублей) нашли приют 100 человек. Солдатёнков завещал на содержание заведения 285 тыс. рублей. В 1870–1882 годах Солдатёнков ежегодно жертвовал по 1000 рублей на содержание Николаевского дома призрения вдов и сирот купеческого сословия. Кроме того, Солдатёнков известен не только как коммерсант, но и как книгоиздатель. За 45 лет на его средства выпущено более 200 исторических и художественных произведений. Козьма Солдатёнков умер в 1901 году. Газета «Русское слово» писала:

Добродушную фигуру белого как лунь старца с мягко светившимися умными глазами знала вся Москва.

Памятник К. Т. Солдатенкову во дворе Боткинской больницы

Из имения Кунцево (в 1860-е годы Солдатёнков купил его у Нарышкиных) до Рогожского кладбища гроб несли на руках крестьяне, проделав путь в десять километров. Более 2 млн рублей Солдатёнков пожертвовал на устройство бесплатной больницы для бедных «без различия званий, сословий и религий». Солдатёнковская больница, как ее называли москвичи, была открыта 23 декабря 1910 года.

Также благотворитель оставил 100 тысяч рублей Богаделенному дому при Рогожском кладбище, 20 тысяч рублей Арнольдовскому училищу глухонемых, 85 тысяч рублей на стипендии и плату за обучение бедных студентов Московского университета, 40 тысяч рублей на стипендии ученикам московских гимназий, 20 тысяч рублей на научные премии Российской академии наук. Всего в завещании упомянуто около 20 благотворительных, учебных и лечебных заведений — адресатов помощи. Сумма пожертвований составила 600 тысяч рублей.

Больница Солдатенкова, 1913–1914 гг.

Руководитель хора Покровского кафедрального Собора РПсЦ г. Москвы В. И. Москвичев выступил с докладом «Развитие знаменного пения в современное время. Выступление Московского старообрядческого хора Покровского кафедрального Собора в г. Риге в 2018 году».

Выступление московского хора Покровского кафедрального собора в Риге, август 2018 года

7 и 8 августа 2018 года в Риге московский хор Покровского кафедрального собора провел вечер духовных песнопений и вечер духовных стихов. Поездка в Латвию была организована по приглашению и при непосредственном участии Латышской Православной Церкви Московского Патриархата (ЛПЦ МП) и Русского общества в Латвии.

7 августа в Большом зале Дома Рижского латышского общества состоялся Вечер духовных песнопений. Все места в партере и на балконах были заполнены. Мероприятие вёл прибывший вместе с хором исследователь знаменного пения, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Николай Григорьевич Денисов, приложивший значительные труды для организации этой поездки. Именно здесь, в Риге, 110 лет назад состоялось первое в истории публичное выступление старообрядческого хора Белокриницкого согласия. Таким образом непреднамеренно, но приезд московского хора оказался приуроченным к юбилейной 110-й годовщине певческого выступления старообрядцев в Риге. Концерт длился два часа. В его программу вошли песнопения знаменного, демественного, путевого распевов, распева царя Федора, пение на глас. Перед каждым исполняемым песнопением звучали краткие комментарии, что облегчало восприятие древнего певческого искусства.

Участники научно-практического семинара «Актуальные проблемы старообрядчества»

8 августа началась вторая часть выступления московского хора — Вечер духовных стихов в концертном зале «Большая гильдия». На нем также присутствовал митрополит Рижский и всея Латвии ЛПЦ МП Александр и высшее духовенство Латвии. Все места были заполнены. 9 августа после посещения г. Юрмалы хористы отправились в обратный путь, на краткое время остановившись в г. Екабпилсе. Здесь их встретили прихожане храма во главе с настоятелем о. Василием Волковым. По просьбе местных прихожан московские клирошане исполнили несколько песнопений и духовных стихов. 10 августа делегация вернулась в Москву.

Настоятель храма РПЦ св. Николы на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) выступил с докладом «Анализ диспута между поповцами и безпоповцами».

Настоятель храма св. Николы на Берсеневке игумен Кирилл Сахаров (РПЦ МП)

Во второй половине XIX — начале XX века старообрядческие апологеты-начетчики в диспутах с представителями иных конфессий отстаивали правоту своего вероучения. Собеседования были как организованные, так и стихийные. Существовал определенный порядок проведения таких бесед, озвучивалась тема диспута, участники подкрепляли свои высказывания ссылками на письменные источники.

Д.Е. Жуков. «Спор о вере»

Интересны диспуты между представителями поповцев и безпоповцев, здесь можно привести в пример записи четырёхдневной беседы Ф. Мельникова и Д. Варакина с безпоповским начетчиком Л. Пичугиным. Еще несколько имен: поморский начетчик Дионисий Батов, известный рижский старообрядец-поморец Иван Никифорович ЗаволокоМихаил Иванович Чуванов, председатель Московской Преображенской общины, обладавший огромной библиотекой, знаток старообрядческой письменности. Эти диспуты показали достаточно высокий уровень грамотности наших предшественников в канонических и уставных вопросах. Богатый фактологический материал, использованный в диспутах, — обильная пища для размышлений и выводов.

На семинаре выступил Д. А. Андрюков с докладом «Миссия РПсЦ в Пакистане». Как известно, в настоящее время в Пакистане существует три христианских старообрядческих общины: во имя преподобного Сергия Радонежского, во имя апостола Фомы и в честь святителя Иоанна Златоуста.

Иерей Кирил Шахзад в общине во имя преподобного Сергия Радонежского

Количество христиан в Пакистане составляет приблизительно 1–2% от всего населения страны. Христианство является религиозным меньшинством и иногда терпит в свой адрес различные притеснения. Православное христианство в этом крае по преданию началось с проповеди апостола Фомы и долгое время сохранялось нетронутым ересями. Господь посетил людей Пакистана, и в этой стране вновь воссиял свет истинной веры.

Также с докладами выступили: А. С. Новокшонова «Филиповское согласие — традиции», А. Д. Кашминский «Симбирский протопоп Никифор, замученный в Пустозерске», Л. Токмина «Святитель Арсений Уральский — житие и подвиги», Е. А. Гудинов «Старообрядцы Трындины — основатели оптической промышленности в Российской империи». Кроме того, на семинаре было зачитано Послание IV старообрядческому научно-практическому семинару от учёного, историка и краеведа В. И. Осипова «Современное состояние науки в нише старообрядчества».

В завершении работы семинара митрополит Московский и всея Руси РПсЦ Корнилий (Титов) обратился к участникам мероприятия:

Я очень благодарен всем за участие в работе семинара. Думаю, само время сейчас — время, которое работает на нас, для старообрядцев оно очень важно. Сейчас время свободы, и мы пользуемся этим с Божьей помощью. Те шаги, которые здесь упоминались: поездка в Ригу, всестарообрядческий Собор, диспуты — это тоже знак сегодняшнего времени. Мы узнаем друг друга, возникает диалог, общение — это очень важно для старообрядческих согласий. Господь нас избирает, чтобы к этой вере пришло как можно больше народа и через это нам получить спасение своей души.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (4)

  1. Мелковата тема для выступления директора училища (да и в ее рамках о современном состоянии прихода в Меленках не обмолвился). А мог бы и на вопросы вероучения замахнуться или хотя бы на проблемы подготовки кадров .

    • Елена Демидова
      Елена Демидова

      Нормальная тема. Тут главное не масштаб, а польза слушающим. А Вы были на том семинаре, наверное; если Вам в таких подробностях знакомо содержание доклада — сами его слушали? Может быть, Вы и сами чадо РПСЦ?

    • Александр Гоголев

      Не иначе, самую же большую «пользу», преподал настоятель храма РПЦ св. Николы на Берсеневке, — лукавый единоверец, — игумен Кирилл (Сахаров), весьма частый гость на рогожке.
      Который выступил с докладом — «Анализ диспута между поповцами и безпоповцами».
      Ну, очень актуальная тема, что бы, подспудно, стравить эти два согласия.

    • Cергiй

      имею предложение в ком-ях не обращаться друг к другу с прописной буквы — "Вы". в правописании на РВ это д.б. применимо только к имени Создателя, хотя к Нему и обращаемся "Тебе, Господи". а мы — так себе, букашки, ползающие в грязи.
      и с чего это игумен Кирилл "лукавый", по-старославянски лукавьство это — зло, коварство. не нахожу в нем подобных качеств ни в современном, ни в древльнемъ понимании этого слова.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля