В Москве на Берсеневской набережной открылась выставка «Тканая летопись Земли Брянской: традиционный текстиль из коллекции Алексея Беласа». Выставка продлится всего 6 дней, с 13 по 18 ноября.
Достойно особого внимания даже само место проведения выставки — это Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, редкий образец частного жилого строительства второй половины XVII века. Смешение стилей и времен, столичного и провинциального, старинной московской архитектуры и предметов быта нового времени из Брянских земель — всё это придало экспозиции удивительный вневременной колорит.
Впервые Алексей Белас покорил московскую публику своей коллекцией весной этого года, на праздновании Недели Жен-мироносиц. Тогда в здании отреставрированного Дома причта на Рогожском поселке были представлены рушники, женский костюм, предметы быта и целый ткацкий станок в рабочем состоянии (!) из коллекции Алексея.
Нынешняя выставка проходит в рамках ежегодного международного фольклорного форума «Живая традиция». Поддержку в организации выставки оказали Государственный Центр русского фольклора Министерства культуры РФ и общероссийская общественная организация Российский фольклорный союз. На открытии выступали искусствоведы, этнологи, а также Председатель брянского землячества в Москве Тимощенко Виктор Михайлович.
По словам одного из друзей Алексея, его коллекция — это история одного неравнодушия. Действительно, что заставляет молодого образованного современного человека XXI столетия рыться в «старушечьем тряпье», слушать невнятные рассказы деревенских бабушек об их молодости, свадьбах, о войне?…
На своей странице в интернете Алексей размещает фотографии из этнографических экспедиций. На них деревни с жилыми и заброшенными домами, портреты местных жительниц, находки. На фотографиях представлено, как Алексей чистит, приводит в порядок, оживляет предметы старины. Так вещи начинают у Алексея новую жизнь.
Сегодня не удивителен сам факт собирательства, коллекционирования. Кто-то собирает приятную глазу пейзажную живопись, кто-то увлечен изящными фарфоровыми статуэтками. В истории Алексея поражает другое: он не просто собирает красивые, по его мнению, предметы, он не только их изучает и каталогизирует. Он возрождает технику их производства! Много ли Вы вспомните коллекционеров древней иконописи, кто умеет растирать пигменты, готовить и наносить левкас?
Коллекция Алексея прекрасна сама по себе. Цветовой минимализм, строгие геометрические формы орнаментов. В предметах присутствует всего три цвета: белый, черный и красный, которые представлены в бесконечном множестве сочетаний. Вот почти целиком черный комплект, но с красной отделкой на спинке и маленькими разноцветными зубчиками.
А в соседнем зале бело-серая рубаха-сцельница с тонкими полосками ажурной красной вышивки по рукавам и вороту.
Многие скажут: это красиво, стильно, это придаст интерьеру «изюминку». Но так кажется, пока молчит коллекционер.
Стоит Алексею заговорить, начинается магия: звучит речь деревенских старушек, оживают рассказы про церковные праздники, сватовство, похороны. В орнаментах оживает природа: просыпаются «медведьки», за ними — «жабки», на поля проливаются «кривули» водных потоков, созревают «сливы», в небе летят «воробышки».
Про бытование предметов из своей коллекции Алексей знает всё: зачем на юбке карман сзади? Какой рушник надо соткать, чтобы девку взяли замуж? Когда и почему меняется ширина и длина рушников? В чем похоронят любимую свякрусю?
Про женский костюм, украшенный красным поясом с замысловатой бахромой, Алексей говорит: в таком наряде женщина идеть як пава.
На открытии выставки выступал детский фольклорный ансамбль «Крутуха» (Москва). Участники ансамбля исполнили брянские песни и позволили гостям увидеть, как костюм живет на фигуре в танце.
Выставка «Тканая летопись Земли Брянской: традиционный текстиль из коллекции Алексея Беласа» работает с 13 по 18 ноября.
Часы работы: 10.00-20.00
Москва, Берсеневская набережная, д. 20. Выставочный зал НИИ культурного и природного наследия им. Лихачева.
Комментариев пока нет