По старообрядческим местам у Царского моста прошли горожане, неравнодушные к прошлому и будущему Екатеринбурга. В прогулке по инициативе общественного движения «Реальная история» и библиотеки им. А. Герцена поучаствовали и мы с отцом Павлом Зыряновым, чтобы поведать жителям об истории Свято-Троицкого храма (он же — противотуберкулезный диспансер), которая интересует людей. Впрочем, и не только о нем…
Дома и улицы вблизи Царского моста помнят многое о нашем городе и его обитателях, — говорилось в афише мероприятия и подчеркивалось, что основательные купеческие усадьбы видели именитые путешественники и безвестные путники. — В этом районе жили, трудились, хранили свою веру старообрядцы.
Субботним утром на прогулку по историческому кварталу пришло человек двадцать. Дождавшись опоздавших, мы двинулись по улице Чапаева в сторону моста, построенного к визиту Александра Первого в Екатеринбург.
Наши предки отстаивали то православие, которое исповедовали такие столпы, как Сергий Радонежский, Александр Свирский, Александр Невский, — начал отец Павел, поведав вкратце и о том, как старообрядцы появились на Урале.
Но главное, речь зашла о том, ради чего и собрались екатеринбуржцы: чем дорог район заимки — такое название он имел в дореволюционные годы — для современных наследников древнего благочестия, какие места и здания значимы для старообрядцев в наши дни? Вереница пришедших услышать рассказ старообрядцев растянулась…
В пути не молчали — организатор Владислав Головацкий рассказывал о том, что происходило в этом месте в XIX веке. Вот, к примеру, заметное место — здание из красного кирпича на углу улиц Декабристов и Чапаева: усадьба Казанцева. Говорят, здесь была накоплена большая коллекция старопечатных книг.
Это было родовым гнездом староверов Казанцевых. Кстати, благодаря Гавриле Фомичу Казанцеву старообрядцы Екатеринбурга достаточно быстро узнали о том, что их Церковь обрела митрополита Амвросия…
А напротив стоит дом семьи купцов-мукомолов Первушиных — последний хозяин усадьбы был старостой Свято-Троицкой общины старообрядцев. Проходя мимо усадьбы старовера Беленкова на улице Розы Люксембург, вспомнили, что здесь хозяевами в разное время были сразу несколько родов старообрядцев, в том числе Рязановы и Харитоновы.
Здание церкви было монолитным комплексом и имело три алтаря, — поведал священник. — Центральный был освящен во имя Святой Троицы, правый — Успенский, левый — Никольский. Комплекс был размером 20 на 20 метров. Центральная часть поддерживалась колоннами, основной вход был слева. В момент изъятия церкви (в 1927 году) форма здания еще была сохранена, но если посмотреть сейчас, то на всю высоту трех этажей не хватает элемента — как раз там, где был вход.
Незадолго до изъятия храма у верующих в нем состоялся съезд старообрядчества Уральской епархии, на котором присутствовало более 30 делегатов.
Обратите внимание: по состоянию на 1846 год у нас, по понятным причинам, не было ни одного священника, а к 1926 году на территории нынешних Свердловской, Челябинской, Тюменской областей, Пермского края и Удмуртии их было уже 30 — огромный рост! — подчеркнул отец Павел, отметив, что на текущий момент в епархии всего 12 священников, то есть до сих пор былая численность даже наполовину не восстановлена.
Конечно, участников, часть которых пять лет назад участвовала в аналогичной прогулке, требуя от властей не отдавать здание застройщику, а вернуть старообрядцам, интересовала судьба бывшей церкви. По словам отца Павла, сейчас в здании ничего нет — оно возвращено общине, но застройщик продолжает претендовать на то, чтобы выселить отсюда верующих.
У нас идут переговоры с застройщиком — куда и в каком масштабе будет это переселение, — отметил иерей.
Кстати, внимание участников было обращено на то, что здание будто бы просело и стало более чем на метр ниже уровня дороги. Однако в этом есть лукавство тех, кто пытается выставить ситуацию так, будто оно уходит в землю. На самом деле насыпная дорога появилась здесь примерно в то же время, что и жилой комплекс — для удобства жителей.
Какие же перспективы? — заговорил о главном для неравнодушных общественников Владислав. — Мы бы хотели, чтобы здание было сохранено…
При личном общении с директором института туберкулеза я узнал, что эта болезнь сильно мутировала в последнее время и стала агрессивна, и поэтому он нам не рекомендовал находиться в этом здании, — уточнил отец Павел. — Конечно, многое зависит от нашего внутреннего настроя и иммунитета, но у нас в общине есть опасения…
Один из участников в ответ на это предположил, что демагогию медики разводят специально, чтобы старообрядцы отказались от здания.
Надо это проверять через независимых экспертов, — сказал он.
А еще вспомнили о легендарной двухэтажной старообрядческой Никольской часовне, которая была самой большой на Урале и вмещала до тысячи человек. Ее уничтожили в начале этого века — мне, как человеку, который застал ее и вместе с теми, кто начинал возрождать старообрядчество в Екатеринбурге в конце 80-х и начале 90-х годов, бывал здесь, нашлось что сказать.
Фоторепортаж автора
Комментариев пока нет