Исаакиевский собор Санкт-Петербурга передадут РПЦ

Знаменитый Исаакиевский собор Санкт-Петербурга будет передан Русской Православной Церкви на 49 лет, соответствующий документ опубликован на официальном сайте городского комитета имущественных отношений. При этом собор сохранит свое значение как музея, об этом заявил пресс-секретарь губернатора Санкт-Петербурга Андрей Кибитов:

«Информация соответствует действительности. Решение принято. Однако есть масса тонкостей по вопросам будущего использования и передачи храма. Их озвучат в ближайшее время».

Музейная функция сохранится за собором в соответствии с договоренностью между губернатором Георгием Полтавченко и патриархом РПЦ Кириллом. Однако, несмотря на передачу собора РПЦ, содержать и реставрировать здание все равно должны будут городские власти. Пресс-секретарь губернатора Санкт-Петербурга также отметил, что предстоит пройти еще ряд согласований, в том числе с министерством культуры, так как храм находится под охраной ЮНЕСКО:

«На урегулирование этих вопросов уйдет не день и не два, это длительное время. Возможно, месяцы».

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

При этом, как сообщил вице-губернатор Михаил Мокрецов, несмотря на передачу собора в безвозмездное пользование Московской патриархии, город все равно останется собственником Исаакиевского собора: 

«В рамках исполнения федерального закона Исаакиевский собор передается в безвозмездное пользование Московской патриархии, Санкт-Петербург остается собственником, юридический статус собора не меняется».

Ранее директор государственного музея «Исаакиевский собор» Николай Буров сообщал, что ежегодно в соборе проходит по 600 богослужений и музей этому не препятствует. Выручка музея за 2016 год составила 247 миллионов рублей.

Освящение Исаакиевского собора в 1858 году

До 1 марта 2017 года администрация города и музея должны составить план переезда, а в течение двух лет с момента подписания распоряжения музей должен передать Московскому патриархату в безвозмездное пользование все музейные предметы и ценности, которые входят в состав музейного фонда России. Передача собора намечена на начало 2019 года.

Напомним, в сентябре 2015 года Смольный ответил отказом на аналогичную просьбу Церкви, сославшись на тяжелую экономическую ситуацию в стране. В епархии заявили о намерении оспорить отказ Смольного в суде. Позже это попытались сделать православные активисты, однако суд отклонил их жалобу. Обращение Церкви к городским властям о передаче собора вызвало горячие споры и протесты со стороны культурной и музейной общественности.

Федор Горожанко — гражданский активист, один из членов инициативной группы в защиту Исаакиевского собораВ свою очередь, жители города опасаются, что в случае передачи Исаакиевского собора РПЦ, будет закрыт целый ряд образовательных, культурных и просветительских программ. Инициативная группа петербуржцев объявила общественную кампанию в защиту Исаакиевского собора и просит всех неравнодушных подписаться под петицией против передачи музея-памятника в пользование РПЦ.

Один из членов инициативной группы в защиту Исаакиевского собора, гражданский активист Федор Горожанко объясняет причины борьбы за музей-памятник:

«Заявляя о решении, меняющем судьбу одного из главнейших символов Петербурга, губернатор не набрался смелости сказать: «Я так решил, и всю ответственность беру лично на себя». Да и нет у временно возглавляющего город чиновника такого права — решать подобные вопросы от имени всех петербуржцев. Исаакиевский собор — визитная карточка города и ключевой объект туристской инфраструктуры, ежегодно приносящий в бюджет только налогом с собственных доходов десятки миллионов рублей. Тысячи туристов каждый день любуются с колоннады собора величественными панорамами Северной столицы. Исаакий возводился за счет Российского государства, содержался, восстанавливался и оберегался лучшими специалистами — архитекторами, историками, художниками и реставраторами. Собор никогда за всю свою историю не принадлежал Церкви».

За первые сутки петицию «Исаакиевский Собор — это музей» подписали 16 736 человек. Исаакиевский собор — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Он был построен в честь святого Исаакия Далматского, в день памяти которого родился Петр I. Сейчас имеет статус государственного музея-памятника. Церковная община в храме была возрождена в 1991 году, но богослужение она имеет право совершать только с разрешения дирекции музея.

Закон о реституции, определяющий порядок передачи религиозным организациям культовых зданий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, был принят 30 ноября 2010 года. Вот уже седьмой год Росимущество принимает заявки на возврат церковного имущества не только от РПЦ, но и представителей других конфессий. Однако, порой складывается парадоксальная ситуация, когда по итогам одних и тех же заседаний, РПЦ МП отходят храмы и монастыри, а старообрядцам единогласно отказывают в возвращении исторически принадлежащего им церковного имущества.

Так, в декабре 2015 года в городской Думе г. Кирова был поставлен вопрос о возвращении Древлеправославной Поморской Церкви принадлежащего ей ранее здания моленной по улице Ленина, 100. На заседании постоянной комиссии по имуществу и земельным отношениям Кировской городской Думы, депутаты единогласно решили, что не включат филармонию в план передачи религиозным организациям муниципального имущества. Хотя именно для старообрядцев в 1910-м купец Дионисий Зонов на собственной земле построил храм, который после национализации имущества был отобран. «Забирать у детей помещение нельзя», — заявил депутат Андрей Березин. Но по итогам все тех же заседаний, епархиальному женскому монастырю РПЦ МП отошли два здания на Динамовском проезде в г. Кирове.

Бывший старообрядческий храм для Вятской поморской общины

В другом случае, созданный в окрестностях Хвалынска в XIX веке Свято–Успенский мужской монастырь, духовный центр древлеправославной Руси, «земной рай», «новая Палестина и Иеросалим» сейчас на грани полного уничтожения. В декабре 2016 года настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в г. Саратове о. Вадим Коровин получил из Комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области отказ в возвращении зданий старообрядческого комплекса в Черемшане «на основании отсутствия архивных документов, подтверждающих факты их строительства и конфессиональной принадлежности». Решение полностью противоречит всем ранее выданным от имени государственных органов документам, а также недавним заявлениям министра культуры Саратовской области и главы Саратовского отделения ВООПИК.

Успенская церковь и звонница монастыря в окрестностях Хвалынска

Похожая ситуация складывается сейчас и в г. Санкт-Петербурге. В декабре 2015 года Русская Православная старообрядческая Церковь подала иск комитету имущественных отношений г. Санкт-Петербурга и попросила признать незаконным отказ городской администрации в безвозмездной передаче здания на Московском проспекте дом № 108-Д, построенного в конце XIX века на средства купца-старообрядца Петра Чубыкина. 15 ноября 2016 года Арбитражный суд отказал в иске РПсЦ в передаче здания. При этом, Арбитражный суд указал, что здание Чубыкинской богадельни якобы не является имуществом религиозного назначения и сослался на документы и законы 1895 года, когда старообрядческие общины не имели прав юридического лица, т.е. на репрессивное законодательство конца XIX века.

Очевидно, что в случае с Чубыкинской богадельней имеет место случай, когда власти и суд принимают решения, исходя из субъективных пристрастий. Санкт-Петербург сегодня — это динамично развивающийся город с немалым строительным бюджетом. На строительство только одной спортивной арены клуба «Зенит», ставшим самым дорогим спортивным объектом в России, потрачено 40 миллиардов рублей при 8 миллиардах первоначальной сметы. При таком бюджете вполне можно было бы изыскать средства на строительство нового здания музыкальной школы, которая ныне располагается в старообрядческой богадельне, и освободить здание под нужды верующих.

Здание богадельни П. И. Чубыкина при Громовском старообрядческом кладбище

Почему же снова, практически одновременно с отказом в возвращении храма старообрядцам, принято решение не отказывать в подобной же просьбе Московской Патриархии и передать РПЦ памятник мирового значения — Исаакиевский собор?

За последние десятилетия христианам Русской Древлеправославной Церкви не было возвращено ни одного объекта религиозного назначения из тех, которые были отобраны советской властью, но, напротив, государственные чиновники распродают это имущество. На территории Московского региона осталось всего три объекта, созданных христианами РДЦ, остальные уничтожены. Что это — привычка пользоваться чужим или продолжение гонения? Как уже рассказывала на страницах нашего сайта кандидат технических наук, автор монографий, посвященных российскому купечеству, сотрудник организации «Московское Купеческое Общество» Татьяна Моисеевна Власова, российскому обществу необходимо осознать всю важность и необходимость проведения реституции в России:

«Нельзя быть немножко беременным. Нельзя что-то реституировать, а что-то нет. Собственник он и есть собственник, независимо от социальной, этнической, религиозной принадлежности».

Храмы, моленные, часовни, монастыри — все это создавалось столетиями и вдруг оказалось в чужих руках. Только тогда, когда будет преодолен «синдром незаконного владельца», можно говорить о справедливости проведения реституции в России, честности и здоровом моральном климате в нашем обществе.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (1)

  1. Константин Краснов

    "Однако, несмотря на передачу собора РПЦ, содержать и реставрировать здание все равно должны будут городские власти" — сиречь доходы будет получать РПЦ, а расходы останутся на налогоплательщиках. Класс!!!!

    "Почему … одновременно с отказом в возвращении храма старообрядцам, принято решение не отказывать в подобной же просьбе Московской Патриархии и передать РПЦ памятник мирового значения …?"
    …всему виною — деньги, деньги, деньги
    Всё зло от них, мне б век их не видать… (пират Джон Сильвер)
    Помнится, старообрядческие благодетели и радетели в XIX веке (и ранее) кормили взятками всю администрацию Российской империи, поэтому, и не смотря, и создавались все вышеупомянутые объекты недвижимости. РПЦ переняло эту традицию, а современное старообрядчество её утратило. Как говорится — с’est la vie!

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля