450 лет со дня упокоения святителя Германа Казанского

В 2017 году исполняется 450 лет со дня упокоения одного из известных просветителей и архипастырей древней Руси — святителя Германа, Казанского архиепископа. В начале ХVII века в городе Старице у боярина Феодора Полева родился сын, которого нарекли во святом крещении Григорием, в честь преподобного Григория Декаполита (христианского подвижника, аскета и апологета иконопочитания VIII-IX веков). Будучи еще подростком, Григорий решил всецело посвятить себя служению Богу и принять иноческий постриг. Испросив благословения у своих родителей, он вступил в Волоколамский монастырь, основанный в 1479 году Иосифом Волоцким и славившийся строгостью своей жизни. В иноки он был пострижен с именем Герман.

Образ трех святителей и чудотворцев Казанских Гурия, Варсонофия и Германа, начало XVIII века

В то же время в Волоколамской обители подвизались будущий первосвятитель Казанский Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин, около 1500-1563 гг.) и преподобный Максим Грек (в миру Михаил Триволис, 1470-1556 гг.), которые и повлияли на становление Германа как подвижника и христианского просветителя. В обители Герман занимался переписыванием богослужебных книг. Им были переписаны Евангелие, Богородичники, которые сохранились и до наших дней. Вскоре Германа вызвал Тверской архиепископ Акакий (14 марта 1482-14 января 1567 гг.), который возвел его в сан архимандрита и благословил на служение в Старицкий монастырь. Будучи игуменом, Герман принял участие в разных церковных попечениях и деяниях, например, в Соборе 1553 года, который осудил ересь Башкина и Косого.

Но вскоре подвижника ожидало другое, более трудное поприще. В 1552 году царем и великим князем Иоанном Васильевичем Грозным была покорена Казань — главный оплот и твердыня татарского Казанского царства. Царь Московский позаботился о том, как бы распространить свет истинной веры Христовой в покоренной стране. В Казани была учреждена архиепископская кафедра, на которую впервые был возведен святитель Гурий. Его помощником и стал Герман, который стал обустраивать иноческую обитель в г. Свияжске (ныне остров-село в Зеленодольском районе Татарстана, при впадении реки Свияги в Волгу).

Митрополит Макарий благословляет первых пастырей Казанского края — архимандрита Германа и архимандрита Варсонофия вместе с архиепископом Гурием «на служение Церкви в новопросвещеннем царстве Казанстем»

В Свияжске Герман построил Никольскую церковь, существующую доныне, и при ней высокую колокольню, затем воздвиг великолепный, сохранившийся до сего дня, храм в честь честного и славного Успения Божией Матери. Особенно много сделал игумен Герман для проповеди христианства между иноверцами. Строгая и подвижническая жизнь святого пастыря привлекала к нему многих. Одни приходили за советом, другие за благословением. Также он собрал большое количество рукописных книг, богослужебных и других, необходимых для великого дела проповеди. В этой связи надо отметить, что свияжский Богородице-Успенский монастырь стал настоящим центром христианского просвещения, подобным монастырям древней Руси. Впоследствии, к сожалению, таких обителей становилось все меньше. А после церковного раскола и разорения Соловецкого монастыря просветительская деятельность иноческих обителей сошла на нет. 

5 декабря 1563 года после многих трудов и подвигов предал Господу свою душу первосвятитель Казанский Гурий. Царь Иоанн Васильевич Грозный и митрополит Московский Афанасий вызвали в Москву Германа, желая возвести его на архипастырский престол в Казани. 12 марта 1564 года он был рукоположен в архиепископа Казанского и Свияжскаго. В эти годы он особенно ревностно заботился о распространении Христовой веры. Он ввел общежитие в Зилантовском монастыре, чтобы увеличить число иноков в сей обители и расширить школу для детей.

Зилантов Свято-Успенский монастырь, расположенный в г. Казани на Зилантовой горе

О святителе Германе оставил отзыв один из его современников — знаменитый в русской истории князь Курбский Андрей Михайлович (1528-1583 гг.), впоследствии иммигрировавший на Запад:

«Герман был человек знатного рода, не столько высок телом, сколько разумом, муж честного и святого жительства, исследователь Священных Писаний и ревнитель по Боге в делах духовных; не был он причастен никакому обычаю лукавому и лицемерию, но был человек простой, истинный, непоколебимый, великий помощник объятым бедами и напастями и весьма милостивый к убогим».

В 1566 году митрополит Московский Афанасий из-за ухудшающегося здоровья отказался от управления Церковью. Строгая подвижническая жизнь архиепископа Германа хорошо была известна царю Ивану Грозному, и он пожелал, чтобы Герман занял архипастырский престол. Вызванный по воле царя в Москву, Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Тут проявилась его подлинная архипастырская воля. Видя, какие несправедливости причиняют людям злые приспешники царя, он стал вразумлять государя царя просить остановить злодеяния и призывал к покаянию. Опричники были возмущены и уговорили царя начать гонения на святителя. Раздосадованный царь повелел передать Герману:

Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу.

Около двух лет святитель пробыл в Москве под опалой и умер в столице, якобы во время эпидемии. Однако, согласно житию святителя Филиппа, Герман был убит в своей келье опричником, который отсек топором ему голову. Вскрытие мощей святителя в 1922 году частично подтвердило эту версию. В описании мощей указывается:

Голова его отрублена способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами — одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее.

Успенский храм Свияжской обители (справа)

Почитание святителя Германа как святого началось при первом русском патриархе Иове, который, уступая просьбам жителей Свияжска, повелел в 1592 году перенести мощи святителя из Москвы в Свияжский монастырь, основанный самим святителем. Лишь только мощи святителя Германа были внесены в Успенский храм Свияжской обители, великое благоухание распространилось по всему монастырю. В этот момент прозрели два слепца и совершилось много других чудес. В советский период рака с мощами святителя Германа была вскрыта, а после закрытия монастыря в 1925 году мощи исчезли, сохранились лишь некоторые частицы его мощей.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля