18 января в Москве в Центральной научной библиотеке им. Н. А. Некрасова состоялось открытие фотовыставки «Русские старообрядцы Эстонии». Составителем выставки является преподаватель народного искусства и антропологии Эстонской художественной академии Яанус Плаат. Большинство фоторабот сделано Арне Маазиком, выставка оформлена Мартином Сиплане, автором текстов к фотографиям является Яанус Плаат.
На выставке представлены фотографии старообрядческих моленных в городах Тарту, Калласте; деревнях Муствеэ, Большие и Малые Кольки, Воронья, Кикита, Рая и других. Здесь можно увидеть и внутреннее убранство староверских храмов: иконостасы, богослужебные книги, утварь.
Преследования, которым подверглись старообрядцы в России после проведенных патриархом Никоном реформ Русской Православной Церкви, привели к бегству приверженцев старой веры на окраины и за пределы Российской империи.
Самое первое поселение старообрядцев на территории Эстонии возникло в конце XVII века в дер. Муствеэ. В конце XVII века староверы появились и в окрестностях Муствеэ на западном берегу Чудского озера. До конца XVIII века в Эстонии, вероятно, преобладали старообрядческие общины федосеевского согласия, немного позднее — поморцы. Уже к концу XVIII века во многих западнопричудских деревнях со смешанным населением стали преобладать русские — за счет притока старообрядцев.
Первая старообрядческая моленная, освященная в честь Воздвижения Креста Господня в 1740 году, была построена на западном берегу Чудского озера в дер. Кикита. Согласно архивным данным не позднее 1802 года моленные уже существовали в Калласте, Муствеэ, Больших Кольках и в дер. Межа на острове Пийрисаар. Самая многочисленная старообрядческая община сложилась в Муствеэ, в которой в 1836 году насчитывалось 877 старообрядцев. К началу XIX века старообрядческие общины были и в Таллине, и в Тарту.
При императоре Николае I гонения на староверов возобновились с новой силой, им запрещалось как ремонтировать, так и строить новые моленные. В начале 1830-х годов волна жестоких гонений докатилась и до Причудья. Кикитовская моленная была опечатана, а церковная утварь конфискована. Единственной моленной, которая избежала закрытия во время репрессий 1830–1850 годов, была моленная в Казепели. Однако она со временем разрушилась.
В 1883 году власти разрешили строительство и ремонт старообрядческих моленных, но определенные ограничения все же действовали. Старейшим из сохранившихся до нашего времени в Эстонии старообрядческих храмов является моленная, построенная в 1865 году в Калласте. Вторая по дате постройки моленная в Причудье (из сохранившихся храмов) была построена в Больших Кольках в 1877 году.
С годами число приверженцев старой веры по различным причинам сокращалось, но после восстановления независимости Эстонии в 1991 году церковная жизнь начала возрождаться. В школах Причудья детям староверов начали преподавать церковно-славянский язык и Закон Божий, были созданы музеи старообрядческого быта, проводятся многолюдные престольные праздники.
Выставка будет работать до 12 февраля, затем она будет представлена в посольстве Эстонии в Москве, потом в галереи в Тушино. Далее экспозиция будет демонстрироваться в городах России и Белоруссии.
Комментариев пока нет