В Музее Русской иконы имени Михаила Абрамова состоялась запись лекции-концерта, посвященного русским духовным стихам. В ролике «Духовные стихи: концерт с комментарием» ансамбль при Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции знакомит зрителей с особым жанром русского фольклора — духовными стихами. Это песни на духовные темы, которые пели на трапезе, за рукоделием или на досуге, то есть в бытовых ситуациях. По содержанию некоторые из духовных стихов пересказывают евангельские притчи, жития святых и повествуют о событиях Священной истории. Другие посвящены размышлению о вечном и временном, о покаянии, о жизни души после ее расставания с телом. В музыкальном плане одни духовные стихи похожи на церковные песнопения, другие напоминают народные песни, третьи — канты. Комментарий музыковеда и руководителя ансамбля Вероники Григорьевой поможет сориентироваться в разных по жанру и тематике стихах, а таймкоды в описании к видео — легко перемещаться по большому ролику. Специально для тех, кто захочет разучить стихи, сделали субтитры: просто нажмите «Включить субтитры» и наслаждайтесь. Участники коллектива отмечают: «Смотрите, слушайте, пойте вместе с ансамблем и обязательно напиши, какие впечатления».

Полностью посмотреть лекцию концерт можно на канале Музея русской иконы по ссылке: https://vkvideo.ru/video-83546162_456239495
Тема духовных стихов в современном староверии является одной из дискуссионных. Известно, что в последние десятилетия вместо древнерусских духовных стихов в старообрядческой среде стали исполнять сочинения митр. Дмитрия (Ростовского) (1651 — 1709) и других придворных поэтов XVIII века, а также Ивана Проханова (1869-1935), известного композитора и проповедника евангелической баптистской церкви, в 90-е годы в старообрядческую среду попали песни иеромонаха Романа (Матюшина) (РПЦ).
Арт-директор фестиваля древнерусского пения «Невма» Филипп Севастьянов так комментирует эти процессы:
«Почти все древнерусские и старообрядческие стихи о смерти, о страшном суде и о прочих страшилках. Тогда, в условиях каждодневного ожидания апокалипсиса, это было актуально. Сегодня старообрядческая молодежь хочет жить и радоваться, поэтому берет жизнерадостные и радость утверждающие произведения».
Известный старообрядческий регент, руководитель новосибирского хора РПсЦ Александр Емельянов отмечал в свое время:
«Сегодня за „старообрядческий духовный стих“ можно выдать всё что угодно. Или почти всё — лишь бы текст был религиозного содержания.. Когда в начале 1990-х годов автор этих строк знакомился с репертуаром духовных стихов белокриницких общин Сибирской епархии, где-то 30% всех исполняемых стихов оказались „баптистского“ происхождения. Так, стих „Чудное озеро Геннисаретское“ — баптистский стих, появился в нашем репертуаре» (автором слов этого духовного стиха называют П. Бурмистрова, поэта и духовного активиста секты молокан, жившего в первой половине XX века — прим. ред.).
Также А. Емельянов призывает к сочинению новых старообрядческих духовных стихов:
«Если мы не будем помнить об истоках духовного стиха, не будем хранить старинную его традицию, есть все основания считать, что и нынешние поэты-старообрядцы, как отрезанные от корневой системы, останутся просто поэтами. А так хотелось бы появления новых „сказителей“, „боянов“ и „калик перехожих“».
Комментариев пока нет