«Мы хотели отмолить грех тагильчан за то, что когда-то местный торговый центр «Лента» поставили на старообрядческом кладбище», — рассказывает Павел Петров, председатель общины РПсЦ в Нижнем Тагиле, отмечая, что сейчас на святом месте стоит мясной отдел. «Я туда принципиально не хожу», — говорит он и с сожалением добавляет: местная власть отказывается предоставлять им участок земли в микрорайоне Фотеево, откуда исторически начал расти город, и где построить храм было бы логичнее всего.
По словам Павла, по имеющейся в их распоряжении переписи, в Фотеево проживало 200 душ мужского пола — все были староверами.
И мы надеялись, что это место будет нашим, — говорит он, отмечая, что эта территория находится совсем недалеко от той, где в августе прошлого года митрополит Корнилий совершал молебен в уверенности, что именно эту землю власть передаст общине.
Однако уже тогда были опасения, что придет отказ, поэтому в тот день решено было не устанавливать поклонный крест. Так и вышло — чиновники сообщили, что там будет городская застройка. Территория Фотеево — совсем недалеко от того места, при этом является перспективной — там ведется строительство коттеджного поселка, где только земля под дом стоит больше двух миллионов рублей. Вероятно, поэтому власти не хотят выделять старообрядцам территорию именно там, предлагая им взять землю в промышленной зоне. Однако верующих это не устраивает.
В январе вице-мэр Нижнего Тагила Андрей Ленда встречался с епископом Евфимием (Дубиновым) и отцом Михаилом Лоскутовым, окормляющим тагильчан, и обещал максимально содействовать старообрядцам. Но те сейчас понимают: лояльного отношения к ним нет.
Поклонный крест, который так и не установили в августе 2018 года, пока лежит дома у председателя общины Ильи Ермакова. При этом община подчеркивает: они принципиально не желают покупать какой-то частный дом или землю в жилом районе, чтобы на этом участке строить церковь. Им нужна географическая привязка к местности, но, кроме того, понимают они и те неудобства, которые может создать храм в непосредственной близости к жилым домам. Колокольный звон, крестные ходы, пение, доносящееся из окон — не всем это может быть приятно…
Мы хотим строиться на территории с максимальной привязкой к истории города, которая напрямую, очень тесно связана с нашими предками-староверами, — объясняет позицию Павел Петров и подчеркивает: епископ уже в курсе ситуации и предложил им требовать от чиновников официальных отказов, чтобы уже с ними, если такое решение примет община, идти в суд или обращаться к губернатору и даже к президенту.
К сожалению, пока исторический город, который основывали старообрядцы, остается без своего храма и даже места под него. Более того, у здешних староверов нет даже понимания, где оно будет. Но на этом они не останавливаются — продолжают перешагивать пороги, просить, требовать, объяснять, доказывать и уверяют, что и впредь останавливаться не собираются. Если понадобится, будут подключать к делу епархиального архиерея, а если и после этого ничего не изменится — готовы обратиться к предстоятелю РПсЦ, митрополиту Корнилию (Титову), чтобы он поднял этот вопрос совсем на другом уровне.
Во втором по значимости городе Свердловской области подвижек с выделением земли под строительство православного храма явления иконы Пресвятой Богородицы Казанская так и нет, нет третий год, управленцы только улыбаются православной общине, — удивляется Павел. — Не хочется думать, что к сему приложена рука РПЦ, совсем не хочется… и уж совсем не хочется думать плохо о тагильских градоуправленцах.
…А пока молятся в офисе у местного бизнесмена-старообрядца — закрывают шторы, вывешивают на входе «закрыто». Здесь раз в месяц, а при нужде и чаще, окормляющий город священник Михаил Лоскутов совершает богослужения, исповедует нуждающихся и, как может, поддерживает, подбадривает христиан, напоминая, что и на это — воля Божия. К счастью, местная община крепка физически, так как преимущественно состоит из молодых и активных людей. Для них не сложно съездить в соседний приход в поселке Баранчинском или на электропоезде «Ласточка» за пару часов «долететь» до Екатеринбурга.
Хотя, конечно, всем им хочется иметь свой храм. Но ситуация пока не в их пользу.
Фото Ильи Ермакова
> Не хочется думать, что к сему приложена рука РПЦ, совсем не
> хочется… и уж совсем не хочется думать плохо о тагильских
> градоуправленцах.
Как любил приговаривать в таких случаях покойный Доренко: «…в хорошем смысле.»
И эти подарочками живут…