РПЦ будет официально отмечать День святого Патрика

На очередном заседании Синода РПЦ, прошедшего 9 марта в Москве, на основании рапорта митрополита Калужского и Боровского, председателя комиссии по составлению месяцеслова Климента, было принято решение о добавлении в месяцеслов 15 новых святых, среди которых один из самых почитаемых католических покровителей — святой Патрик. День памяти просветителя Ирландии будет праздноваться в РПЦ 30 марта по новому стилю.

Просветитель Ирландии святой Патрик (около 371 года — после 460 года)

Ранее в РПЦ святого Патрика почитали отдельные общины, а вопрос об общецерковном почитании поместными церквями не был решен. Как сообщил на заседании митрополит Климент, созданная 18 сентября 2014 года по благословению патриарха РПЦ Кирилла комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви, провела работу над формированием списка древних святых, подвизавшихся в пределах Запада, на основании сведений об их почитании православными в западноевропейских епархиях РПЦ, а также на основании традиции их почитания в других Поместных Православных Церквах. При рассмотрении вопроса о включении в месяцеслов святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 года, комиссия руководствовалась следующими критериями:

  • безупречным исповеданием православной веры;
  • обстоятельствами, при которых состоялось прославление;
  • отсутствием упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной Церковью и восточным обрядом;
  • современным почитанием в зарубежных епархиях Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквах.

Кроме того, при работе учитывались сведения, содержащиеся в «Полном месяцеслове Востока» архиепископа Сергия (Спасского), докладе святителя Иоанна (Максимовича) Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви в 1952 году, статьях «Православной энциклопедии», а также в синаксаре, составленном иеромонахом Макарием из святогорского монастыря Симонопетра. На основании рапорта митрополита Калужского и Боровского Климента, Синод постановил включить в месяцеслов имена следующих святых:

  • священномученика Пофина, епископа Лионского, и с ним пострадавших (2/15 июня; 177 г.);
  • мученицы Бландины и мученика Понтика Лионских (2/15 июня; 177 г.);
  • мученика Епиподия Лионского (22 апреля/5 мая; ок. 177 г.);
  • мученика Александра Лионского (24 апреля/7 мая; ок. 177 г.);
  • священномученика Сатурнина, первого епископа Тулузского (29 ноября/12 декабря; III в.);
  • мученика Виктора Марсельского (21 июля/3 августа; ок. 290 г.);
  • мученика Албана Британского (22 июня/5 июля; III — начало IV вв.);
  • святителя Гонората, епископа Арльского (16 января/29 января; 429 г.);
  • cвятителя Германа, епископа Осерского (31 июля/13 августа; 448 г.);
  • преподобного Викентия Леринского (24 мая/6 июня; до 450 г.);
  • святителя Патрикия, просветителя Ирландии (17/30 марта; после 460 г.);
  • святителя Лупа, епископа Труа (29 июля/11 августа; 479 г.);
  • преподобной Женевьевы Парижской (3/16 января; 512 г.);
  • святителя Германа, епископа Парижского (28 мая/10 июня; 576 г.);
  • преподобного Прокопия, игумена Сазавского (16/29 сентября; 1053 г.).

При этом, единственным источником сравнительно надежных биографических сведений об одном из ныне почитаемых в РПЦ святых — святом Патрике, являются его собственные произведения — «Исповедь» (Confessio) и «Послание к воинам короля Коротика» (Epistola ad Coroticum). Патрик называет себя сыном дьякона и внуком священника по имени Потит. Из косвенных упоминаний в текстах, наподобие упоминания собственной загородной усадьбы для проведения праздников, очевидно, что святой происходил из достаточно состоятельной семьи. В своих произведениях Патрик неоднократно упоминает о своей неучености, а его «Исповедь» написана, по многим свидетельствам, на довольно плохой латыни.

Святой Патрик

Когда Патрику было около шестнадцати лет, он был похищен из загородной усадьбы своей семьи и «со многими тысячами» увезен в Ирландию, где был поставлен пасти овец. По словам Патрика в «Исповеди», в детстве и юношестве он не знал истинного Бога, но за годы рабства обратился к нему и Бог избрал его проповедовать Евангелие язычникам на «краю земли». Далее на этом месте в повествовании происходит разрыв. В письме королю Коротику Патрик уже упоминает, что он является епископом, вероятно, он был поставлен в сан не папой, а британскими епископами. Расходятся и данные о том, покидал ли он Ирландию вновь после своего возвращения. Несмотря на то, что святой Патрик проводил христианизацию Ирландии, неверно называть его первым христианским миссионером этой страны. Первые христианские захоронения Ирландии относятся к концу IV века и археологические находки свидетельствуют, что христианизация Ирландии началась с юга, а не с севера, где действовал святой Патрик. Первым епископом Ирландии, согласно «Хронике» Проспера Аквитанского, был галло-римлянин святой Палладий.

День святого Патрика является государственным праздником в Ирландии, на острове Монтсеррат и в канадской провинции Ньюфаундленд и Лабрадор. Праздник был провозглашен христианским в начале XVII века и отмечается католической и отдельными протестантскими церквями (англиканской, пресвитерианской, лютеранской). В западных странах День святого Патрика ежегодно отмечается 17 марта, в день его смерти, дата которой, однако, является приблизительной. В ходе празднования Дня святого Патрика устраиваются парады, музыкальные и пивные вечеринки, принято носить зеленую одежду, в зеленый цвет красят даже воду в реках. Один из традиционных символов праздника лепреконы волшебные существа из легенд. Ирландцы верят, что такие зеленые «человечки» охраняют горшочки с золотом.

На День святого Патрика в зеленый цвет красят даже воду в реках

В России в последние десятилетия в день памяти святого Патрика, как и во многих других странах мира, проходят торжественные процессии, фестиваль ирландского кино, музыкальные фестивали и концерты, посвященные культуре Ирландии, по вечерам на зданиях зажигается зеленая подсветка. В эти дни участники праздника наносят на одежду и лицо изображение клевера (трилистника). Считается, что при помощи трилистника святой Патрик объяснил людям значение святой Троицы.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля