В XIX веке в г. Чистополе старообрядцы составляли от четверти до трети всего русского населения города, то есть не менее четырех–пяти тысяч человек. В процентном отношении это был самый плотный старообрядческий город губернии — по количеству староверов Чистополь почти равнялся Казани, но жителей в нем было в 5 раз меньше. Так, в Чистополе XIX века на 100 жителей города приходилось 7 старообрядцев (для сравнения, в Казани — не более 3).
Роль старообрядцев в экономической и общественной жизни города и уезда была значительно выше, чем их доля в населении. Подавляющее большинство состоятельных и влиятельных чистопольских купцов принадлежало к старообрядцам — это Челышевы, Шашины, Логутовы, Маланьичевы, Маклаковы, Вачуговы, Макеевы, Мясниковы.
По мнению местных старообрядцев, «раскол» в Чистопольский уезд пришел вместе со стрельцами, которых целыми семьями в эту местность заселяло правительство, чтобы прекратить беспорядки между русскими и татарами, из-за споров относительно земельных владений.
Утвердившись около Чистополя и далее по реке Черемшан, стрельцы-старообрядцы отправлялись вниз по Каме для рыбной ловли, выбирали удобные места и строили дома, к ним присоединялись другие жители, так образовывались целые поселения.
С самого основания Чистополь был местом сосуществования старообрядчества, новообрядчества и ислама, что предопределяло различие культурной принадлежности городских кладбищ. Всего в городе Чистополь их существует 5, одно из которых — старообрядческое.
В официальных планах уездного Чистополя старообрядческое кладбище отмечается уже с 1846 года. Занятая некрополем площадь составляет примерно 15000 кв.м. На территории кладбища сохранилось значительное количество уникальных памятников, из которых лишь два захоронения — купцов Челышевых, на средства которых в конце XIX века были построены многие городские объекты, включены в государственный охранный реестр.
Примерно пятнадцать лет назад на кладбище начались работы по его благоустройству, которые вскоре приостановились.
В настоящее время, в планах администрации отремонтировать ограждение кладбища. Вскоре проход через него, для идущих мимо чистопольцев, будет полностью закрыт. Планируется установка всех надгробных памятников, которые сейчас разбросаны рядом с могилами, и железных оград, которые были украдены. Правительство Татарстана по итогам обследования кладбища, планирует разработать мероприятия по его дальнейшему благоустройству.
Центром духовной жизни местной старообрядческой религиозной организации Чистопольской общины христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старо-поморского согласия (федосеевцев) является устроенная в кладбищенской сторожке моленная, прилегающий к старообрядческому кладбищу. В 1933 г. в неё были перенесены иконы и книги из ранее закрытого «челышевского» молитвенного дома. На протяжении последних десятилетий одной из главных задач общины является восстановление надгробий старообрядческого кладбища.
Жители города могут посильно помочь в восстановлении и благоустройстве кладбища. Средства все желающие (под запись) могут передать духовному наставнику Чистопольской общины — о.Григорию Ивановичу Потущеву, адрес моленной: ул. К.Маркса, 122.
Напомним, что вопрос сохранения и восстановления старообрядческих кладбищ обсуждался на Международной старообрядческой конференции, что отражено в итоговой резолюции. Иерей Алексей Лопатин (РПсЦ) выступил с докладом «Исторические старообрядческие некрополи: проблема сохранения». Он отметил, что наиболее известны и благоустроены старообрядческие кладбища Москвы и Санкт-Петербурга, а провинциальные некрополи часто находятся в печальном состоянии. Но в Чистополе иная ситуация: и власти, и старообрядцы восстанавливают и благоустраивают исторический некрополь.
Комментариев пока нет