6 сентября настоятель храма РПЦ МП во имя св. блаженной Ксении Петербургской в Новочебоксарске (Республика Чувашия) священник Роман Степанов обратился к иерархам своей Церкви с видеообращением. В нем он призвал патриарха Кирилла (Гундяева) и других деятелей Московского патриархата раскрыть сведения о доходах и имуществе.
«Предлагаю, чтобы патриарх, чтобы митрополиты, архиепископы и епископы, все монастыри и храмы и церковные образования приставили свои декларации», — заявил 30-летний священник.
Вскоре после этого он был запрещен в служении местным архиереем.
Это обращение всколыхнуло давнюю тему закрытости церковных бюджетов и доходов клириков. Журналисты в своих расследованиях и ранее периодически затрагивали тему баснословных состояний некоторых церковных иерархов, однако вопрос о прозрачности доходов всех высокопоставленных клириков поставлен первый раз. Предложение вполне логичное, поскольку, согласно все более расширяющемуся общественному договору, декларации о своих доходах обязаны публиковать чиновники, депутаты и некоторые другие группы граждан.
Выступление о. Романа Степанова косвенным образом затрагивает вопрос о том, как именно формируются доходы клириков разных конфессий.
Сегодня религиозные объединения решают этот вопрос по-разному. Это позволяет создавать разнообразные серые схемы, через которые прокачиваются значительные суммы. При этом обеспечивается финансовое обогащение одних религиозных служителей в условиях крайней бедности других.
Видимо, настало время единообразного решения этого вопроса. В частности, можно использовать опыт стран Европы и Азии, где существует так называемый церковный налог. Например, такая система действует в Германии, Греции, Дании, Швеции, Финляндии и Исландии.
В России подобная система позволила бы решить сразу несколько проблем.
Во-первых, при такой системе все доходы религиозных организаций и служителей становятся прозрачными. Исчезают сверхдоходы иерархов, которые перераспределяются между всеми клириками конфессии. Упраздняются серые схемы получения доходов и финансирования разных проектов.
Во-вторых, все клирики получают стандартную зарплату согласно специальному «табелю о рангах». Скажем, среднестатистическому священнику начисляется зарплата учителя, архиерею — зарплата директора школы. Таким же образом начисляются отпускные, командировочные и прочие расходы по должности, а также пенсии по старости или инвалидности. Особенно актуально это для старообрядческих священнослужителей, большинство из которых социально никак не защищены.
В-третьих, все богослужения и осуществление треб для верующих конфессий становятся бесплатными.
Таким образом, подобное изменение в законодательстве могло бы сильно повлиять на оздоровление внутри- и внешнецерковного климата, вернуть доверие верующих и простых граждан страны к официальным церковным структурам.
Комментариев пока нет