14 мая 2018 года на заседании Синода Русской Православной Церкви состоялось обсуждение документа Межсоборного присутствия «Акафист в молитвенной жизни Церкви» и результатов его общественного обсуждения.
Синод РПЦ указал на то, что, с одной стороны, употребление акафистов в общественном богослужении до сих пор не имеет уставной регламентации, так как действующая редакция Типикона предполагает совершение акафиста только на утрене субботы пятой седмицы Великого поста, а с другой — в богослужебной практике РПЦ используются и иные акафисты. В связи с этим было подчеркнуто: по замечанию священноисповедника РПЦ Афанасия, епископа Ковровского, акафисты могут использоваться «только в дополнение к основным частям богослужения, а не в замену им».
При этом тексты акафистов следует использовать преимущественно вне богослужебных последований, входящих в состав суточного круга, к примеру, в ходе паломничеств, крестных ходов или в соединении с беседами, проводимыми священнослужителями. Признано допустимым совершение акафистов во время молебна (перед чтением Евангелия), а также, исходя из действующей практики, на малой вечерне (после отпуста), на вечерне (после стихер на стиховне, либо после отпуста), на повечерии (после Символа веры) или на утрене (после кафизмы или после шестой песни канона).
Синод не рекомендовал совершение акафистов после Божественной литургии, а также в период Святой Четыредесятницы, за исключением утрени субботы пятой седмицы и чинопоследования пассии в тех храмах, где имеется обычай совершать таковое чинопоследование. Также Синод указал епархиальным Преосвященным РПЦ, игуменам (игумениям) монастырей и настоятелям приходов и подворий на недопустимость использования текстов акафистов, не утвержденных Священным Синодом или не входящих в состав официальных изданий и обратили внимание епархиальных Преосвященных на то, что они могут благословлять официальную публикацию новосоставленных акафистов только местночтимым святым и только в пределах возглавляемых ими епархий.
Синод РПЦ поручил: Издательству Московской Патриархии совместно с Рабочей группой по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества подготовить сборник акафистов, рекомендуемых для общецерковного употребления; Издательскому Совету — разместить список акафистов, утвержденных Синодом, и их тексты на сайте Издательского Cовета или на особом интернет-сайте с последующим регулярным обновлением; Синодальной богослужебной комиссии — подготовить и представить на утверждение Синода проект чинопоследования совершения молебного пения с акафистом для последующего включения в дополнительную часть Требника.
Рабочей группе по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества указано принимать к рассмотрению акафисты новопрославленным святым только после составления и утверждения в установленном порядке полных богослужебных последований таковым святым.
Секретарь Комиссии Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству, протоиерей Георгий Крылов, отметил:
В XVI веке в келейной практике Русской Церкви использовалась книга «Шестодневец», в которой на каждый день были свои акафисты. И в обозримом будущем мы переиздадим Молитвослов тех времён, в котором для келейного чтения прописаны акафисты на каждый день.
Официальный сайт телеканала «Царьград» назвал принятое Синодальное решение «Акафистной контрреформой»:
К сожалению, после церковного Раскола XVII века подобное творчество стало предметом многочисленных профанаций, а потому, помимо целого ряда богословски и поэтически глубоких акафистных песнопений, составленных в том числе и некоторыми святыми Русской Церкви, появились бездарные, а порой и откровенно глупые акафисты (и как итог — многочисленные пародийные псевдоакафисты, составленные семинаристами-острословами). Одним из примеров безалаберного (хотя и не откровенно кощунственного) акафистного стихоплётства стали известные в церковных кругах строки, посвящённые святому, о котором в житийной литературе сохранилось лишь то, что он жил отшельником на острове: «Радуйся, на острове живый; радуйся, рыбу ловивый; радуйся, кашу варивый, великий чудотворче…»
К сожалению, подобный пример не единичен. Со временем новосоставленные акафисты стали всё активнее проникать не только в домашнюю молитвенную практику прихожан РПЦ, но и в практику богослужебную, порой в нарушение церковного Устава, заменяя уставные богослужебные фрагменты. В частности, акафисты стали петь во время Всенощного бдения, подменяя ими издревле установленное чтение кафизм. Один из ведущих церковных специалистов по этому вопросу, соавтор документа «Акафист в молитвенной жизни Церкви», член Комиссии Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству, священник РПЦ Максим Плякин рассказал:
Это не просто нарушение церковного Устава, поскольку Священное Писание, частью которого является Псалтырь, и новонаписанные акафисты — это крайне несопоставимые тексты. И то, что их используют как равнозначащие замены, неправильно. И именно это стало одной из основных побудительных причин принятых Синодальных постановлений, призванных навести порядок в богослужебной практике.
Некоторые специалисты считают, что наведение порядка имеет не только внутрицерковное значение, но и для диалога Русской Православной Церкви со старообрядческими согласиями, где в течение года служится только один акафист на пятой великопостной седмице — Акафист Пресвятой Богородице. И именно старообрядцы являются наиболее жёсткими критиками акафистных новоделов РПЦ.
Комментариев пока нет