Легендарная старообрядческая церковь Владимира будет возвращена старообрядцам

В ходе архипастырской поездки предстоятеля РПсЦ митрополита Корнилия (Титова) по Владимирской области состоялась его встреча с губернатором региона Светланой Орловой. На встрече обсуждались вопросы помощи старообрядческим общинам края, в частности, реставрации уникального, но чрезвычайно обветшалого церковного комплекса (храмы свв. Козьмы и Дамиана и Крестовоздвиженского) в г. Суздале.

Козьмодемьянская церковь (летняя) и Крестовоздвиженская церковь (зимняя, с колокольней) были построены соответственно в XVIII и конце XVII века в отдаленной суздальской слободе под названием Коровники

Однако настоящей сенсацией этой встречи стало обещание вернуть старообрядческой общине Владимира знаменитую «Красную» или, как её еще называют в народе, «костровую» Троицкую церковь. Этот храм был построен в 1913-1916 годах и фактически стал самым последним зданием города, возведенным перед революцией.

Есть несколько интересных преданий, связанных со строительством этой церкви — частью правдивых, частью полулегендарных. Историки указывают, что Троицкая церковь построена в 1913–1916 годах, к 300-летию императорского Дома Романовых, и должна была ознаменовать собой благодарность старообрядчества за освобождение от преследований указом императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Это тем более очевидно, что на Рогожском кладбище, также после 1905 года, соборным решением было установлено ежегодно отмечать указ «Об укреплении начал веротерпимости» и распечатания алтарей особыми молебнами о здравии царствующих особ. (Эта традиция была забыта после революции 1917 года, а впоследствии появилась новая традиция — отмечать эти события в другой день и по другому поводу, в неделю Жен Мироносиц).

Еще одно предание о Троицкой церкви гласит, что она была построена неподалеку от места казни старообрядческих исповедников и мучеников. Поэтому храм сделан из красного кирпича и на расстоянии напоминает огненный костер — орудие казни страдальцев за веру. И действительно, в силу смешения разных стилей архитектура храма такова, что напоминает пылающий сруб или свечу, что заметно даже непосвященным зрителям.

Церковь Троицы Живоначальной (Красная) в г.  Владимире

Храм действовал около 10 лет и  был закрыт большевиками в 1927 году. В 70-е годы в нем был открыт музей хрусталя. Попытки вернуть церковь предпринимались в 90-е годы. В 2004 году во Владимир приезжал предстоятель РПсЦ митрополит Андриан (Четвергов). Он пытался встретиться с генеральным директором музея-заповедника Алисой Аксеновой, чтобы обсудить вопрос о передаче Троицкой церкви у Золотых ворот старообрядческой общине. Несмотря на предварительные договоренности, директор музея проигнорировала встречу, объяснив прессе, что предыдущий предстоятель старообрядческой Церкви митрополит Алимпий (Гусев) якобы лично отказался от этого храма. Не отреагировали на просьбу старообрядцев и городские власти.

Теперь вопрос, похоже, решен в положительном ключе.

Стоит добавить, что передача Троицкой церкви несет для местной старообрядческой общины не только новые возможности развития, но и большую ответственность. Храм находится на пересечении людских потоков, можно сказать, в одном из главных исторических центров города. Переданный РПсЦ храм, несомненно, станет «витриной», по которой будут судить о старообрядчестве в регионе, подобно храмам Рогожского кладбища в Москве или комплексу Рижской Гребенщиковской общины в латвийской столице.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (7)

  1. Alexander P-ky

    Перепечатали информацию с сайта РПсЦ совершенно некритически. Губернатор Владимирской области не может дать указание вернуть здание, находящееся в федеральной собственности, т.к. Владимирский музей-заповедник находится в введении федеральных органов власти. Губернатор, наверняка, сказала нечто иное — дам указание проработать вопросы.

    • Если так указано на официальном сайте РПСЦ, то значит так и было понято старообрядческой стороной, потому что "проработка вопросов" на эту тему уже идет около 20 лет.

    • Alexander P-ky

      Вопрос в том, что на официальном сайте неправильно поданная информация, вернее неправильно интерпретирована. Вот тут более верно изложена ситуация — http://vladimir.bezformata.ru/listnews/eshe-odnogo-muzeya-hrustalya/33715222/ О. Фёдор Думнов и Троицкая община подали документы в Росимущество, кот. и решает возвращать Церковь или нет. Было бы хорошо и Вам брать комментарии у представителей местных общин — в данном случае — у о. Фёдора. Тем более, странно, что светский журналист смог связаться с о. Фёдором, а Вы — нет.

    • Евгений Бондарев

      Веруем во единую Святую Соборную и Апостольскую церковь, значит уповаем на учения и догматы Святых апостол, и Святых Вселенских, и поместных соборов, а не в люди веруем.

      Согласно Божествинным правилам Евгений Лионидович Круглов, поставленный в Ковровсий приход РПСЦ, не священникк, и не хрестианин, т. к. не имеет полного крещения. Крещение его совершал Иван Ивлиевич Думнов, рукоположеный в священники не по канонам Христовой церкви, по плотскому мудрованию. По указанию правил 11 Неокиссарийского поместного, 14 и 15 Шестого Вселенского соборов и 43 от новых заповедей Иустиана царя Иван Думнов извергаетмя, т. к. рукоположен в 28 летнем возрасте запрещяющем быть священником.
      Через Святые соборы и Святых отцов Бог запретил людм рукопологать до 30 летв в священники, в диаконы до 25 лет, а если будут рукоположены да извергаются. Изверженные становятся простолюдинами,и если они священствуют, то от них ничего Богом не принимается. Аще кому рекут правила: да извержется — таковый есть извержен, хотябы и не было над ними формального суда церковного (Арсений Уральский ,,Оправдание старообрядствующей церкви" стр.146).
      В коментарии к 9 правилу 1 Вселенского Собора сказано: ,, …. рукополагающие против правил рукоположат их; о таких правило постановляет, что их не должно принимать, и что для них нет никакой пользы от незаконного рукоположения; ибо они должны подлежат извержения", ( Зонар. Коментарий к 9 правилу 1 Вселенского собора).
      Шевствующе не прелестный путь, око — убо да извержем не чувственное, но умное, сиречь, аще епископ или презвитер подобает изврещи их;уне есть им ( людем ) без них собиратися в храм молитвенный, ненжели с ними возврещися, яко со Анною и Каифою в геену огненную (Афанасий Великий, ,,Оправдание старообрядствующей церкви стр. 146 ).
      Видишь, что говорит Афанасий Великий, кто участвует в молитве с извержеными, как со священниками, тому гиена вечная. Значит, принимающие И. И. Думнова и Е.Л. Круглова, как имеющих священнический сан и моляся с ними, просят, чтобы Бог избавил их от Рая и доровал им геену вечную.
      Корнилиане и простодушные в защиту о правомерности рукололожения недорослей в попы и диаконы ссылаются на примеры с Аввакумом и других святых рукоположенных до возрастного совершенства. Если их рукоположили, а значит и нам можно. Но это неправда. Нет таких правил, чтобы рукополагать на примерах цурковно- исторических прецедентах. Аввакум и подобные ему рукоположены по промышлению Божию. Их священство Бог п,.одтвердил различными чудесами. Например, Аввакум получил дар от Бога проповедника, целителя больных и бесноватых. А чем Бог подтвердил священство недорослей рукоположеных в наше время?
      Священствуют же изверженные по недоразумению церковного начальства, из — за лёгкости ума их и невежества паствы. Общины, управляющиеся извержеными становятся беспоповцами. Ведь не поп ими управляет, а простолюдин, от которого Бог ничего не принимает священического. Так общину во Владимире, согласно Божественным правилам, называют безпоповцы — думновцы по фамилии их наставника И. И. Думнова и сына его Фёдора, изверженного по 14 правилу Шестого Вселенского собора, при постановке в диаконы до 25 лет, но по антиканоническим взглядам рукоположен в священики до 30 лет, хотя изверженных рукополагать нельзя. А Евгений Лионидович Круглов из думновцев и ему надо делать довершение крещение настоящим попом, т. к. от изверженых никакие священнические действия Богом не принимаются. Ведь это Сам Бог их извергает через святых отцов и вселенские, поместные соборы, которыми управлял Дух Святой.
      Отвергая Божественные правила, отвергаем веру во единую Святую Соборную и Апостольскую церковь, а значит веруем в люди.

    • Сергей Шуйский

      Како Св.Отцы не разрешили простецу извергать клириков, а лишь соборно со епископы? И како повезло нам, чьто Евгений не жительствовал в селе Лопатицы iли в г.Юрьевце в сер.17 века.

    • А какое отношение имеет длинный монолог по вопросу рукоположения в священники к возвращению Троицкого храма? Для древней столицы Северо — Восточной Руси возвращение этого храма могло бы быть знаменательным событием. Но "потянут" ли местные старообрядцы два больших храма? Завершен ли ремонт переданной в 90-е гг. Успенской церкви (дораскольной), которая столько лет была обшарпанной? А уж о состоянии храмов в городах Суздале и Коврове даже говорить не хочется.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля