В дни пасхальных праздников усилилось обсуждение феномена так называемого «благодатного огня», который, по мнению некоторых, является нематериальным чудом, ежегодно совершаемым Богом в Великую Субботу в храме Гроба Господня, что в Иерусалиме.
О «благодатном огне» стали широко писать и говорить лишь в последние десятилетия, когда паломники из России устремились к зарубежным святыням в разных странах. Этот феномен также стал использоваться в межконфессиональной полемике, когда апологеты российского новообрядчества аргументировали этим явлением исключительность своего религиозного сообщества. Старообрядческие церкви, другие христианские конфессии не признают сверхъестественной природы этого явления. Вместе с тем феномен «благодатного огня» приобрел необычайную популярность в нашей стране, по масштабам сравнимую с такими явлениями, как, скажем, фатимское чудо, почитаемое в католической церкви. Сегодня прихожане РПЦ идут на пасхальную службу не только с целью молитвы, но и в надежде получить «частицу благодатного огня», который привозится специальным авиарейсом из Иерусалима.
На днях глава синодального Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) заявил в программе «Церковь и мир» на канале «Россия-24», что считает обязательной для христианина веру в те догматы, которые перечислены в Символе Веры, а не в схождение благодатного огня:
Мы веруем в Святого Духа, в единую святую соборную апостольскую Церковь, мы веруем в единое крещение, мы верим в воскресение мертвых — вот те догматы, которые перечислены в Символе Веры, принятие которых является непременным условием принадлежности к Православной церкви.
Митрополит Иларион отметил, что в течение многих лет в советское время христиане праздновали Пасху без всякого благодатного огня, и до сих пор, хотя благодатный огонь прибывает в Москву и другие крупные города, во многих городах и деревнях Пасха празднуется без благодатного огня, и от этого праздник не становится меньше. Он также вспомнил, как был свидетелем того, что происходит в храме Гроба Господня в тот момент, когда сходит благодатный огонь, когда патриарх выходит из Иерусалимской кувуклии и раздает уже зажженные свечи.
То, что происходит внутри кувуклии, никто не видит, потому что патриарх остается там один на один. Многие верят в то, что этот огонь сходит сверхъестественным образом, и я не вижу ничего невероятного в том, что это происходит именно так. Бог совершал чудеса в древности, Бог может совершать чудеса и в наше время, и эти чудеса совершаются для укрепления веры людей, — заключил иерарх РПЦ.
Леонид Севастьянов, директор Фонда святителя Григория Богослова, помощник председателя ОВЦС, в интервью порталу Кредо.ру отметил:
Тот факт, что о непризнании «чудесности» Благодатного огня заговорил уже сам председатель ОВЦС МП, позволяет участникам дискуссии немного остановиться и сбавить обороты. Это очень своевременно. С одной стороны, я уверен, что «чудесное схождение Благодатного огня» — это не просто обычный околорелигиозный, ничего не имеющий общего с Евангельским учением фейк, но и полноценная афера. Ведь Иерусалимские Патриархи только русским православным могли говорить о сверхъестественной природе огня. К примеру, от братьев-католиков они никогда не скрывали, что огонь зажигается обычной свечкой. Они также никогда публично не говорят о сверхприроде огня, чтобы не быть обвиненными в мошеннических действиях.
И вот, сами представьте, что будет, если в самый неподходящий момент будут обнародованы записи внутренней камеры, как Патриарх зажигает пучки пасхальных свечей на Гробе Господнем своей обычной свечкой. Что произойдет с нашими верующими? Как это скажется на их отношении к церковной иерархии, на их вере в «истинность» Московского патриархата? Как это скажется вообще на политической стабильности?
На вопрос корреспондента портала Кредо.ру, чем же опасна вера в Благодатный огонь, Леонид Севастьянов пояснил:
Я думаю, наше поколение забыло, как вчерашние верующие отворачивались от Церкви, когда большевики вскрывали раки со святыми мощами и показывали собравшейся толпе, что в них не нетленные тела, а простые косточки святых. Почему мы никогда не учимся на ошибках?! Почему в условиях эскалации со всем внешним миром мы все равно ищем сакральную символику где-то там, вне своей страны? Почему мы так не любим свою страну? Почему мы не исследуем свою культуру, свою историю и не находим идеологической основы в ней, а ищем такую основу в заморских фейках?
В этом смысле старообрядчество, не основывавшее своей веры на Благодатном огне и прочих спецэффектах, всегда было той внутренней церковной силой, которое отрезвляло российское общество. Я и сейчас надеюсь на староверов, что их пусть и ослабший голос отрезвит россиян, засвидетельствовав, что Христос — не в огне, не в отголосках язычества, а в Евангелии, в Евхаристии, в любви и искусстве.
Стоит также отметить, что для исторического русского православия не было свойственно чрезмерное увлечение зарубежными святынями и чудесами. На территории нашей страны находится множество собственных святынь, некоторые из которых до сих пор в забвении.
"…В целом же, я скажу: есть чудо крещенской воды. Но никто при этом не говорит, что вода сама конденсируется на стенках пустого бака. Есть чудо литургии. Но хлеб и вино для нее приносим мы, а не ангелы. Освящение воды, зерна, хлеба — это освящение того, что люди принесли. Также и освящение свечей и огня. Творение «Ex nihilo» — «из ничего» произошло лишь в начале времен. Потом и мы и Творец лишь создаем новые сочетания»…"
о.Андрей Кураев
Илларион говорит, что надо обязательно верить в догматы изложенные в Символе Веры… о ужас! а как же быть с причастием? ведь о нем ни слова в Символе Веры.