Преосвященным архиереям, благоревностным священнослужителям
и всем верным и благоговейным чадам Русской Православной Старообрядческой Церкви!
Архипастырское поздравление с Рожеством Христовым
ХРИСТОС РАЖДАЕТСЯ, СЛАВИТЕ!
Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы,
днесь Безначальныи начинается и Слово воплощается.
Преосвященные владыки, честные отцы
и все возлюбленные о Христе братие и сестры!
Рожество Христово есть великая «тайна Божия несказанная», необъяснимая и непостижимая для ума человеческого. Слово Божие предвечное, невидимое, безтелесное «плоть бысть и вселися в ны» (Ин. 1, 14).
Сын, Слово Божие, «от Отца рожденныи прежде всех век», ныне раждается от Девы на земле, приняв на Себя человеческое естество и тем соединив его с естеством Божеским, «и вселися в ны».
Для чего же произошло столь великое Божие схождение? «Нас ради человек и нашего ради спасения», как исповедуем мы в Символе Веры, «сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята Марии Девы вочеловечьшася».
Праздник Рожества Христова – праздник возрождения человечества.
Созданный Богом человек, преступив заповедь Творца, совершил первородный грех. Губительная смерть души и тела поразила его потомство, и все человечество было во власти дьявола. Человек, пребывая во власти греха, не мог своими силами избавиться от этого бедствия.
И вот, чтобы восстановить в нас искаженный грехопадением образ Божий, возвести из глубины скотоподобия на высоту Богоподобия, вывести нас из тьмы греховной на первое блаженство, «посла Бог Сына Своего Единороднаго, раждаемаго от жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит, да всынение восприимем» (Гал. 4, 4).
Как таинственно и непостижимо это рождение… Ночью, когда в Вифлееме и его окрестностях все были погружены в глубокий сон, в убогой пещере, куда загоняют домашний скот во время ненастья, – родился Божественный Младенец. Убогие ясли для животных восприяли Его, так как для Него «не было места во обители» (Лк. 2, 7).
Первыми о Его рождении узнали пастухи, стерегущие поблизости свои стада. Этим простым и скромным труженикам явился Ангел Господень, чтобы возвестить им радостное событие – рождение Спасителя мира.
При этом сонм Ангелов, ликуя, воспевал дивное Рожество радостными словами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14). Самое рождение Света Христа в глухую темную полночь общего сна указывает, что оно произошло, дабы возвратить человечество из тьмы греховной к свету богоразумия, пробудить души людей от пагубного сна и направить их на спасенные стези, к познанию Божественной воли Спасителя.
Рождение Исуса Христа в столь убогой обстановке показывает нам, что путь ко спасению лежит чрез простоту и смирение, кротость и милосердие, через бедность, а не через славу и земное величие. Первыми к рождьшемуся Богомладенцу пришли и поклонились не надменные мнимые праведники – книжники и фарисеи и даже не ученые мудрецы – волхвы, а скромные простые люди – пастухи, которые бодрствовали даже тогда, когда все спали. Эти обстоятельства призывают нас к бодрствованию нашей души, к трудам по ее исправлению от греховного порабощения.
Душа наша, являясь по природе своей христианкой, по словам одного из учителей Церкви, стремится к своему Творцу – Богу, стремится к храму, где прославляется Христос, возродивший ее Своим Рожеством.
В храме во дни празднования Рожества Христова мы поем: «Что Ти принесем Христе, яко же явися на земли, яко человек нас ради?» Воспеваем также, что каждая из Божественных тварей приносит дар благодарения Рождьшемуся: «Ангелы – пение, небеса – звезду, волхвы – сокровища, пастыри – чудо, земля – вертеп, пустыня – ясли». Мы также должны принести дары Христу.
Не велик и не тяжел наш дар. Он мал в сравнении с тем, что получили мы от рождьшагося Христа. Спаситель наш Исус Христос дарит нам вечную жизнь и не требует от нас взамен ничего, кроме любви и покаяния от чистого сердца в наших грехах.
Нашу благодарность рождьшемуся Господу мы можем выразить также добрыми делами, ибо Сам Спаситель учит нас такому прославлению Бога: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Мф. 5, 16).
В своем поучении на Рожество Христово преподобный Ефрем Сирин учит нас, в каком душевном расположении должно пребывать нам в эти дни: «Ныне возсиял день милости, да не преследует же никто ближняго своего мщением за нанесенную обиду; настал день радости, да не будет никто виною печали и скорби для другого. Это день безоблачный и ясный, да обуздается гнев – возмутитель мира и спокойствия».
Будем же, братие и сестры, стремиться к исполнению этих добрых заповедей, дабы всегда прославлять Господа и сподобиться Его вечнаго благоволения и радостно воспеть со Ангелы: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Милость великого Бога и Спаса нашего Рождьшагося Исуса Христа, Его благодать и любовь, молитвы Пречистыя Его Матере и мое архипастырское благословение да будут со всеми вами. Аминь!
Божиею милостию смиренный Корнилий
Митрополит Московский и всея Руси
Град Москва. Рожество Христово. 2011/2012 год
Источник: Старообрядчество.РФ
Комментариев пока нет