9 января в Вятской старообрядческой общине г. Кирова состоялся премьерный показ анимационного фильма «Послание Филофея». В начале 2021 года Фонд Президентских грантов поддержал проект Региональной общественной организации по сохранению и развитию культуры и традиционных духовных ценностей «Русская истина» по созданию анимационного фильма, в основу сюжета которого легла теория монаха Филофея «Москва — Третий Рим». Авторы фильма, команда организации «Амида. История. Культура. Просвещение» рассказали «Русской вере» какие темы были затронуты в фильме.
Фраза «Москва — Третий Рим» появилась на Руси в первой половине XVI века. Ее автором традиционно считается монах псковского Елеазарова монастыря Филофей. В посланиях 1523–1524 годов великому князю Московскому Василию III он говорил о роли Рима, которую должна была занять Москва. Величие и славу России Филофей образно сравнивает с могуществом Рима и особенно Византийской империи. Позднее цитата Филофея легла в основу философской концепции о переносе «центра мира» в столицу Русского государства.
Как создавались империи
В начале фильма мы видим сцену, на которой человек наблюдает за падением империй. Имперские символы — знамя, статуя императора, мечи, колонны имперского стиля — они растворяются в песке. Как в мировой истории исчезли великие империи. Эта сцена переходит к «воронке» — это отсылка к одному из значений империи как большого котла, в котором смешиваются разные идентичности.
«Империи создаются на основе жесткой, нередко военной силы и способности представлять эту силу залогом права и мира. Поэтому стабильность империи в большой степени зависела от боеспособности армии».
Конечно же, причина падения Западной Римской империи — это совокупность факторов и даже продолжительный процесс. Но не стоит отрицать, что превалирующую роль в этом процессе сыграло Великое переселение народов.
Византия — связующее звено между Востоком и Западом.
Византия (Восточная Римская империя, Византийская империя), государство в Средиземноморье в 4 — середина 15 вв. со столицей в Константинополе. Византийская культура лежит в основе развития европейской цивилизации, так как впитала в себя наследие античности и собственные культурные достижения, которые в дальнейшем создали европейскую цивилизацию в современном понимании.
«Родившись в лоне римской античности, византийская культура сумела вобрать в себя античное наследие. Но не просто скопировав. А переработав, и вложив в него новое духовное содержание — христианство».
Культура и искусство Византии имели явный религиозный оттенок. Очень важно в этой связи отметить, что духовная составляющая культуры Византии стала одной из главных направляющих деятельности людей, их труда и таланта. Христианские символы наполняли архитектуру, живопись, литературу, предметы повседневного быта граждан Византийской империи.
Самый яркий символ Византийской империи — это София Константинопольская, он конечно же присутствует в фильме.
Собор Святой Софии в Константинополе (532-537 гг.) — создание двух архитекторов: Анфимия из Тралл и Исидора из Милета.
Россия сохранила лучшие традиции и адаптировала византийский опыт.
Из книги как символа источника знания и культуры вылетает птица, которая летит над картой России. Принятие христианства для Руси было очень крупным событием, поворотным в ее истории. На тот момент оно имело прогрессивное значение, так как ликвидировало пережитки родового строя, обычай кровной мести, многоженство и способствовало быстрому росту науки и искусства. Древняя Русь, впитывая культуру Византии, стала воплощением единства Востока (Константинополя) и Запада (Рима).
Культурное влияние Византии в конце X — XI веке на Киевскую Русь особенно заметным было в архитектуре. Киевская Русь восприняла византийское каменное зодчество, вместе с ним сложный тип крестово-купольного храма. Первые каменные строения были сооружены византийскими мастерами. Во времена Ярослава Мудрого был сооружен Собор святой Софии в Киеве (1037-1054 гг.). Исходя из византийских образцов, развивалось зодчество Великого Новгорода, например, Софийский собор в Новгороде (1045-1050 гг.). Действительно, культурное влияние Византии на Русь было глубоким, затронуло различные аспекты культуры и способствовало ее развитию в последующие столетия — это письменность и образование, литература, архитектура, фресковая живопись и иконопись, музыкальная культура.
Рим — Византия — Москва: исторический диалог культур
Мы вправе говорить о своеобразном русско-византийском диалоге в контексте «Третьего Рима» как о важном событии в истории становления русской национальной культуры. Истоки государственности, идеи просвещения, культура и творчество являются результатом влияния византийского православия и внедрением византийских идей и культуры в жизнь русского общества. Русская культура ассимилировала результаты развитой византийской культуры, впитала европейский опыт и сотворила неповторимую самобытность.
В этой связи, важное значение в становлении русской национальной культуры будет иметь теория монаха Филофея о «Третьем Риме» на протяжении всей истории Российского общества и государства: и во времена деятельности Петра I, Екатерины Великой, дебатов славянофилов и западников на протяжении XIX в., советского периода и даже на этапе современной России в вопросах поиска культурной и духовной идентичности коллективной и индивидуальной.
Ряд исследователей русской культуры, считают, что феномен «Золотого век» русской культуры, выдающие достижения и открытия периода конца XIX и начала XX века в России, могли возникнуть только в том обществе, которое было способно включать чужой культурный опыт, осваивать, перерабатывать, модифицировать его в условиях собственных культурных реалий и традиции.
Широкое признание культурного и нравственного значения русской классической литературы определило место России в общемировом культурном пространстве. Русская литература, идеи классиков глубоко повлияли на социокультурное пространство не только в странах Западной Европы, но и во всем мире.
Культурная традиция: развитие, трансформация, модернизация
В этой связи важно подчеркнуть, что практическим творцом и транслятором культуры является отдельный человек. И здесь переход к современным деятелям русской культуры и искусства, ученым, филантропам и меценатам гармоничен в том смысле, что Наталья Водянова, Виталий Бутерин, Павел Дуров, Константин Батыгин, Юрий Мильнер и другие — все они развивают традиции, трансформируют их или модернизируют. Вносят культурные новации, появление которых, разумеется, имеет место во все времена.
Говоря о наших современниках в фильме «Послание Филофея», мы исходили того, что часто представляется ошибочным мнение, что традиция исключительно статична и не имеет исторического развития. Традиция не лишена динамики. Происходит. определенная адаптация общества к меняющимся условиям на индивидуальном и коллективном уровне.
Команда организации «Амида. История. Культура. Просвещение» хотела бы поблагодарить всех причастных к этому фильму. Особенно хотелось бы отметить Юлию Латыпову, о. Германа Чунина, Некрасову Анну, Крылаткову Александру, Елизавету Нужнову, Татьяну Боброву, Данилу Барышникова.
Комментариев пока нет