Краеведы собрались, чтобы оригинально поздравить Верхний Тагил с 300-летием: рассказать о старообрядцах, некогда его населяющих

«Как жили уральские старообрядцы?» — ученые и краеведы уже давно поняли, как называть свои конференции и иные научные мероприятия, чтобы обеспечить к ним максимальный интерес. Одно из них в рамках заседания клуба «Семейная летопись» именно под таким заглавием прошло на днях в свердловской областной библиотеке имени Белинского, собрав не только историков, но и прихожан екатеринбургского храма РПсЦ во имя Рожества Христова. Нашелся и повод — 300 лет со дня основания уральского города Верхнего Тагила.

Среди участников заседания нашлось места и старообрядцам

Старообрядцы многое сделали для становления и развития этого городка, столь же значимого, как и соседний Невьянск, — отметили краеведы, собравшиеся, чтобы поделиться своими знаниями о тех, кто созидал этот город.

Эта была такая же вотчина Демидовых, как и многие окрестные горноуральские заводы. Однако, в отличие от прочих, переданных предпринимателям государством, Верхне-Тагильский был построен на их личные деньги, в уникальном месте — в долине, окруженной горами. И неудивительно, что на работу сюда набирали, в основном, старообрядцев. Те, можно сказать, автоматически гарантировали успех любому предприятию — работали на совесть, как для себя, при этом обустраивали и территорию за стенами предприятия — ставили ладные дома, обзаводились семьями, пахали на полях…

Выступает Илья Чумаков

Главным спикером встречи стал редактор «Уральского провинциального издательства» Илья Чумаков. Он рассказал о своих наблюдениях, сделанных при работе с документами, затрагивающими этот город. Главное его суждение: Верхний Тагил был одним из крупнейших центров уральского старообрядчества, и неудивительно, что именно здесь официальная Церковь в XIX веке старательно насаждала единоверие, переманивая древлеправославных в альтернативную им веру. Так, здесь появился единоверческий храм во имя пророка Илии. Однако нововеры, действовавшие в Верхнем Тагиле, как и повсеместно на Урале под эгидой царской власти, в этом городе жестоко просчитались: приход храма фактически пустовал.

Илья Чумаков рассказ о Верхнем Тагиле сопроводил картинами, фото и выставками предметов, которые изготавливали на местном заводе

Уроженец здешних мест Александр Пискунов — журналист, краевед, историк, живший в середине ХХ века. В преклонном возрасте он возглавил местный краеведческий музей, и в статусе руководителя частенько рассказывал гостям и интересующимся землякам о своих командировках вместе со старообрядцами, доверявшимися ему, на Веселые горы, которые он же и прославил в некоторых своих очерках. Благодаря ему, к примеру, мы знаем, как сурово советская власть расправлялась с могилами иноков-скитников, подвизавшихся в окрестных лесах.

Их просто взрывали, не оставляя даже намеков на то, что там были какие-то погребения, — рассказал один из участников заседания клуба. — Однако ученые из археографической лаборатории Уральского Федерального Университета сумели по одним им ведомым источникам воссоздать примерные места могил, к которым сегодня ходят и часовенные, и белокриницкие старообрядцы.

Прихожанка екатеринбургского храма РПcЦ Галина Смоквина

К сожалению, всестороннее давление на верхнетагильских старообрядцев все-таки сделало свое дело. Если в девяностые годы еще были живы староверы, крайне нуждающиеся в поддержке и искавшие ее у мирян-старообрядцев из соседних городов, то в наши дни они практически ассимилировались. Немало тому способствует деятельность коренного старовера, поставившего под сомнение веру предков и принявшего единоверие, а вскоре и сан священника от тогдашнего архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского РПЦ Викентия. Речь об иерее Сергии Комарове — это он построил у себя в огороде церковь архангела Михаила, вскоре добился ее освящения духовенством новобрядческой церкви. Сейчас отец Сергий — активный пропагандист своей веры. Городок, оставшийся «без прикрытия» старообрядческих священников, он справедливо считает «своим». И хотя паствы у него не так много, как можно было бы подумать, он совершает заметные дела: ставит поклонные кресты, помогает найти старообрядческие места, чтобы увековечить их, и ведет проповедническую работу с населением. Все то, чем подчас пренебрегает духовенство РПсЦ, отец Сергий взвалил на свои плечи, и уже пожинает плоды.

Неcколько книг, среди представленных, посвящены только старообрядцам

Год назад «Русская вера» рассказывала об освящении поклонного креста в местечке Кузова яма на окраине Верхнего Тагила, где в годы смуты начала ХХ века расстреливали старообрядцев. Тогда единоверческий священник за труды по поиску (долгое время не было ясно до конца, где именно оно находится) и благоустройству этого места — кстати, не без содействия старообрядцев из Невьянска, — получил наперсный крест от своего новообрядческого архиерея.

Книги о старообрядцах неизменно интересуют краеведов

А сегодня Верхний Тагил, хотя и остался де-факто без старообрядцев, негласно вопиет к тем, от кого мог бы зависеть здешний расцвет дораскольной духовности. Тут далеко не все устоялось в единоверии и тем более в новообрядчестве. Еще жива среди активных прихожан екатеринбургского храма РПсЦ память о тех, кто искал и молил о поддержке известного уральского праведника Ивана Кетова, инвалида детства, прожившего подвижническую, близкую к иноческой жизнь, объехавшего десятки приходов в регионе и послужившего едва ли не со всеми уральскими священниками-старообрядцами. Уйдя в жизнь вечную, Иван Петрович оставил письма с адресатами из Верхнего Тагила — те просили его поминать их в своих молитвах, присылали ему имена своих благочестивых предков. Все эти письма можно восстановить, если захотеть, ведь переданы они не кому-нибудь, а в тот самый екатеринбургский приход старообрядческой Церкви.

Краеведы же, с благодарностью относясь к Верхнему Тагилу и его истории, отмечают, что готовят к изданию несколько книг о старообрядцах. И в этом их стоит искренне поблагодарить — они делают то, чего не делают те, кому бы стоило этим заняться…

Фоторепортаж автора

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (2)

  1. Вряд ли хоть как то повлияют на ситуацию охи — ахи горстки людей, собравшихся в областной библиотеке, коль В.Тагил де-факто остался без старообрядцев.

    • протоиерей Иоанн Миролюбов

      Деятельность иерея Сергия Комарова немало способствует тому, чтобы верхнетагильские староверы НЕ ассимилировались. Чувства старообрядцев иных согласий мне понятны, но кто же мешает им трудиться?

      А автору заметки (пожалуй и редакции) я бы сделал замечание о не очень уклюжей попытке противопоставления здесь "вер". Об этом можно спорить, но в политике сайта прописано взаимное уважение. И к убеждениям о. Сергия, и к его личному выбору.
      Происходит он из часовенных, принял священный сан, служит старым чином, ревнуя о нем. Не всем может понравиться его жизненный выбор, но он и не должен всем нравиться. Мне, например, его выбор нравится, в котором он не "поставил под сомнение выбор предков", а правильно его осмыслил. Принимая во внимание происходящее вокруг, в том числе и в старообрядчестве.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля