Уральский старообрядец Мефодий Тюкин — в местечке Кузова яма в Верхнем Тагиле: «В наших краях процветала неоправданная жестокость и классовая борьба»

С неоднозначной, но официальной надписи на городском мемориале в Верхнем Тагиле началась история поисков этого места три года назад.

Всего 41 человек погиб в боях и во время белогвардейского террора, в том числе девять человек расстреляно на кержацком кладбище «Кузова яма».

Попытки выяснить, что это за кладбище, и какую роль оно сыграло в истории уральского старообрядчества, надолго растянулись. Только нынче осенью, благодаря неравнодушным людям, все выяснилось.

Табличка мемориала, с которой все началось

От центральной улицы Верхнего Тагила до леса на окраине ехали минут семь. У места, где расстреливали, в том числе и старообрядцев, уже собрались казаки, новообрядцы, просто неравнодушные к своей истории люди. В этот день в начале осени здесь планировалось освящение креста и траурный митинг. Спускаемся в низину по протоптанной на лесной подстилке дороге, чуть справа — поклонный крест на том самом месте, где сто лет назад гремели выстрелы…

Казаки

Весной 1918 года в Невьянск из города Луги Петроградской губернии была эвакуирована четвертая тыловая автомобильная мастерская. Ее рабочие, недовольные местной властью, ее отношением к людям, уже в июне устроили восстание. По словам активиста невьянской общины РПсЦ Мефодия Тюкина, уходя из города, «автомобилисты» всю арестованную городскую верхушку закрыли в подвале волостного управления и закидали ручными гранатами.

Когда восставшие ушли, сочувствующих им жителей власти стали хватать без разбору — брали мастеровых, купцов, состоятельных людей, почти все они были староверами, которым новая власть была не нужна — им и при царе-батюшке неплохо жилось. Я до недавнего времени не знал, где это место, но много слышал о нем. Знаю, что в годы противостояния «красных» и «белых», старообрядцев из Невьянска и окрестных сел увозили куда-то в Верхний Тагил, а через несколько дней привозили обратно раздутые тела — те подолгу провели в воде. Но говорить-то об этом вслух было нельзя, хотя люди рассказывали, что расстрелянных сбрасывали в какую-то затопленную шахту. Что-то похожее слышал я и от нейво-рудянского краеведа, потомка старообрядцев Ильи Тупикова… Убивать прямо там, где жили люди, было чревато, а этого места никто тогда не знал. Так в наших краях процветала неоправданная жестокость и классовая борьба, — рассказывает Мефодий Константинович.

Неравнодушных к истории людей собралось немало

Мы общаемся с Мефодием в ожидании новообрядческого архиерея Иннокентия Яковлева и настоятеля верхнетагильской общины единоверцев Сергия Комарова, которые будут молиться здесь панихиду. Отец Сергий сегодня торжествует — именно его трудами по нашим просьбам обнаружено это место, он же помог старообрядцам с установкой креста почти на том самом месте, где сто лет назад расстреливали людей, не разделяя их на старо- и нововеров. Одной пули было достаточно, чтобы человек делал шаг назад и падал в яму. А таких пуль здесь было выпущено Бог весть сколько.

Мефодий Тюкин у креста

Еще летом группа старообрядцев собралась здесь на уборку территории, в невьянской типографии заказали табличку с памятной надписью:

В память вечную об убиенных на месте сем в лето 1918 года от Рожества Христова жителей Верхне-Тагильского, Нейво-Рудянского и Невьянского заводов, мучеников междоусобной смуты. Покой Господи души усопших раб Своих. Их же имена Ты сам веси.

Табличка с памятной надписью, изготовленная старообрядцами

Так общими усилиями выполнили подготовку и обустройство места сего. Что и говорить, поиск Кузовой ямы — до конца и неясно, почему так названной, — это пример конструктивного сотрудничества представителей РПЦ и РПсЦ, а равно и людей, далеких от религии, чиновников, краеведов, для которых историческая справедливость — не пустой звук.

Новообрядческий епископ Иннокентий

Новообрядческий священник Сергий — сам из старообрядцев, но принял сан от никониан, сплотил вокруг себя потомков староверов и сочувствующих им, организовав в Верхнем Тагиле общину единоверцев. Отец Сергий общался с местным казачьим обществом, которое помогло разыскать это мрачное, но вместе с тем и святое место, где принимали мученическую смерть старообрядцы. Сейчас он надеется на примирение, ищет повод духовно сближаться с теми, из чьей среды вышел и сам. А Мефодий Тюкин полагает, что, возможно, сегодня происходит одно из первых событий в России, когда попытка объединения вокруг такого места и события увенчается успехом.

Отец Сергий Комаров — человек конструктивный. Он уважает белокриницких старообрядцев, хотя и не во всем разделяет их убеждения, в особенности, касаемо законности иерархии, но в разговорах со своими единомышленниками не стесняется ссылаться на староверов, на их опыт и знания. А пока он стоит вместе с епископом-нововером и молится… Вместе с ним молятся все собравшиеся — человек сорок. Мы же в это время стоим поодаль и вслух размышляем, в какую сторону пойдет крестный ход. Когда люди пошли посолонь, не без радости выдохнули: единоверческому священнику удалось повести за собой никонианского епископа! Невозможное, кажется, событие.

Старообрядцы стояли поодаль

Позже в своей речи он напомнит о том, что все мы — часть русской цивилизации, потомки «белых» и «красных» и пригласит выступить заместителя главы Верхнего Тагила Ирину Упорову, которая отметит: по ее мнению, отныне уроки патриотического воспитания школьников надо проводить на этом месте.

От лица мэра выражаю всем вам благодарность за облагораживание этого святого места, — добавляет она.

А депутат местной думы и краевед Николай Бороздин рассказывает, что Кузову яму пытались благоустроить с 1992 года, но только через 25 лет это, наконец, удалось.

Возложение цветов

Это акт примирения. Мы все называем себя православными христианами, но слова Христа о разделившемся доме, к сожалению, не всегда помним. Божиим попущением за наши грехи случился церковный раскол, когда разделили не просто государство, но весь русский народ и его общую веру. А через двести с лишним лет произошла революция. К сожалению, в моем родном Невьянске, жители которого пострадали именно в этом месте, Кузовой ямы не знают. Нам же надо помнить, что такое страшное явление, как убийство, было, и наш долг сделать все, чтобы оно не повторялось, — говорит в своем слове Мефодий Константинович.

Мефодий также отметил: он до глубины души тронут тем, что здесь присутствуют совершенно разные люди.

Надеюсь, что такого рода дела будут не только в Верхнем Тагиле, но и по всем местам Урала и России. Спаси Христос за то, что пригласили и оказали помощь в увековечивании этого места. Будем стараться, чтобы как можно больше людей знало о случившейся здесь непоправимой трагедии и сделало необходимые выводы, — продолжил он.

Единоверческий священник получает крест от епископа за благоустройство Кузовой ямы

А отец Сергий Комаров при всей своей тяге к старообрядчеству и стремлению к примирению в этот день с радостью принял наперсный крест от своего епископа…

—————

Фоторепортаж автора. Благодарим за содействие Александра Ревякина.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (10)

  1. Анна Хоба

    А почему не пишете кем убиты эти мирные жители?
    Я так подозреваю, замучены они колчаковцами…

    • Написано все, что известно, Анна. Домыслы отброшены. У нас на Урале местами был такой сумбур, что не всегда можно поверить в него…

    • Вот ведь как "гуманные" большевики вдолбили стереотип злейшего Колчака людям, что они вместо знаний руководствуются подозрениями колчаковцев во всех кровавых делах на Урале и в Сибири даже тогда, когда тех еще и в помине не было. Описываемые события около В.Тагила происходили летом 1918 г., когда оказавшийся никому не нужный адмирал укрывался в посольстве бывшей Российской империи в Японии. Только в октябре он выехал с Д.Востока к семье в Севастополь, но волею судьбы во время остановки в Омске был призван в ноябре как боевой офицер и ученый-исследователь, как авторитетный человек и патриот на роль Верховного правителя России вместо аморфной Директории, провозгласившей, кстати, как и Украина, автономию Сибири. Надеюсь, что о последующих драматических событиях хоть имеете реальную картину.

    • Сергей Шуйский

      а почему бы вам не поведать нам, чем занимался Александр Васильевич в США до того? только не пишите, что "консультировал по минному делу".

    • Алексей Стародубцев

      расстрелы и казни вели и белые и красные по историческим источником Верхний Тагил неоднократно переходил то к одним то к другим

    • Анна Хоба

      Всех благодарю за ответы, кроме г-на zavoljskii. Как говорится: умный любит учиться, а дурак — учить.
      Моя прабабка, из староверов Урала, рассказывала, что страшнее зверств колчаковцев ничего в жизни не видела. Недаром он до сих пор является военным преступником.

    • Товарищу Анне! А вот дураку, как Вы выразились, который учит, бабушка из заволжских единоверцев рассказывала, что страшнее зверств сталинского ГУЛАГа, где и погиб мой дед, да карательных отрядов ЧОН ВЧК, ничего не видела. Так что учитесь понимать трагедию народа, а гражданская война таковой и является, с разных сторон. Или Вы считаете Ленина, Троцкого, Сталина, Свердлова, Дзержинского, Тухачевского и т.п. чистенькими и гуманными? А А.В.Колчак сам сделал свой выбор, вернувшись после Октябрьского переворота из командировки в США, а мог бы там остаться и жить прилично. И если Вы действительно любите учиться, а не оскорблять других, то изучите для начала что такое военный преступник и каким судебным органом может быть признано лицо таковым. Адмирал Колчак по документам комиссии большевиков проходит как контрреволюционер и расстрелян без суда.

    • Анна Хоба

      О, вы опять учите, г-н zavoljskii…
      Я вообще не упоминаю про большевиков.
      Тема "красного террора" хорошо разработана в 90е г., "облизана" в публицистике и научных публикациях.
      Да, гражданские войны — наиболее жестокие и не предполагают гуманности со стороны её участников. Только вот наличие "красного террора" не снимает ответственности с Колчака и его друзей-интервентов.

    • Нет никакой необходимости Вас учить, если этого в свое время не сумели сделать мои коллеги, тем более человека с психологией детской песочницы.

    • полагаю, ваша бабушка никогда не говорила слова "сталинский ГУЛАГ". А кто "суточные" оплатил командированному?

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля