200 лет со дня рождения священноисповедника епископа пермского Геннадия

В нынешнем году исполняется 200 лет со дня рождения святителя Геннадия Пермского. Геннадий (Григорий Васильевич Беляев; 1824-1892) — исповедник, епископ Пермский, происходил из семьи крепостных Лысьвинского завода Пермской губернии.

18-ти лет от роду будущий исповедник покинул родительский дом и удалился в леса около Кунгура (ныне город краевого значения в Пермском крае) ради уединенной и молитвенной жизни. Здесь он поселился в старообрядческом скиту, состоявшем из нескольких келий, в которых обитали старцы, искавшие спасения вдали от мира. Настоятелем скита был инок-схимник Никита, впоследствии арестованный и умерший в остроге в Кунгуре. Из кунгурских лесов Геннадий перебрался в один из старообрядческих центров Российской империи, город Уральск (ныне Казахстан). В 1853 г. переехал в Саратовскую губернию, где поселился у еп. Саратовского Афанасия (Кулябина). Там он был пострижен в иноки и поставлен в иеродиаконы.

Епископ Геннадий Пермский

Прожив несколько месяцев в кунгурских лесах, летом 1856 г. Беляев отправился в Хвалынск, где был рукоположен во священника, затем возведен в сан архимандрита. Далее его путь лежал в Москву, где 9 января 1857 г. он был хиротонисан на новоучрежденную старообрядческую Пермскую кафедру архиереями Белокриницкой иерархии: Владимирским архиепископом Антонием (Шутовым), Кавказским епископом Иовом и Новозыбковским епископом Кононом (Смирновым (Дураковым)).

В документах уголовного дела, которое появилось позднее, епископ Геннадий сообщил, что хиротония состоялась в «местечке Гуслицах». Однако есть версия, что хиротония была совершена в Москве, в доме купчихи Ботневой. Возможно, Гуслица была названа, чтобы отвести подозрения от Рогожского кладбища. После хиротонии Геннадию вручили походную церковь. Поставление было совершено в архиереи на пермскую кафедру. Границы его епархии охватывали Пермскую, Оренбургскую, Вятскую и Тобольскую губ. В 1859 г. полиция арестовала владыку Геннадия и отправила его этапом в кунгурскую тюрьму. Дорогой к этапу был присоединен некий Спиридон Курдюков, который специально совершил мелкое преступление для того, чтобы оказаться рядом с владыкой Геннадием. Им удалось поменяться местами, что дало возможность еп. Геннадию вскоре выйти из-под ареста (Курдюков же за подмену был наказан 60 ю ударами розгами и 50-рублевым штрафом).

6 декабря 1862 г., на праздник святителя Николы Чудотворца, еп. Геннадий был вторично схвачен в Екатеринбурге и «под крепким караулом» отправлен в тюремное заключение. Арестовали его во время совершения службы в доме колыванского купца Чувакова. В июне 1863 г., по высочайшему повелению, его переправили в суздальский Спасо-Евфимиевский монастырь, в арестантское отделение. Настоятель синодального монастыря отзывался о нем:

«Раскольничий лжеепископ Геннадий… надежды на возвращение в недра православия несколько подает. От принятого же им сана не отказывается, посещает церковное богослужение и занимается чтением православных книг; соглашается на некоторые предания православной Церкви в противность раскольническому учению». В то же время «по убеждению в некоторых раскольнических заблуждениях и особенно по незаконному епископскому сану не может быть освобожден без явной опасности для православной Церкви».

В 1869 г. епископ Геннадий дважды подавал прошения об освобождении из заключения, в чем ему оба раза было отказано. В конце этого же года он вместе с другим узником Спасо-Евфимиева монастыря старообрядческим епископом Кононом (Смирновым (Дураковым)) по приглашению архимандрита Павла (Прусского) посетил Никольский единоверческий монастырь на Преображенском кладбище.

Старообрядческие архиереи также побывали в Синодальной (Патриаршей) библиотеке и ризнице, в кремлевских соборах, ознакомились с Хлудовской библиотекой. Казалось, что дело идет к освобождению. В апреле 1870 г. вышло Высочайшее повеление «об освобождении епископа Геннадия из арестантского отделения Спасо-Евфимиева монастыря для присоединения его к единоверию в московском единоверческом монастыре, с оставлением в оном на жительстве в иноческом образе». Однако, оказавшись в Никольском монастыре, Геннадий соглашался присоединиться к единоверию только в священному сане.

По этому поводу существуют разные версии события. Полиция заподозрила, что епископ Геннадий согласился на сближение с единоверием для того, чтобы удобнее найти путь к побегу. Миссионеры подозревали еще более «худшее», что через присоединение в сущем сане епископа, владыка Геннадий собирается легализовать Белокриницкую иерархию.

Для церковных властей это было неприемлемо, и, в конце концов, епископ Геннадий был возвращен в суздальскую монастырскую тюрьму.

Освобождение еп. Геннадия состоялось лишь 9 сентября 1881 г., когда старообрядческим епископам Геннадию, Конону и архиеп. Аркадию было объявлено, что, по докладу министра внутренних дел графа Игнатьева, император распорядился выпустить их из-под стражи на свободу с запрещением проживания в столицах и «раскольничьих» центрах. Владыка Геннадий после освобождения первоначально поселился во Владимире, а затем перебрался в Харьков, где в то время образовалась большая старообрядческая община.

Активность Геннадия вызывала недовольство местных властей, которые в 1884 г. возбудили ходатайство о высылке его в г. Виндаву Курляндской губернии (современный Вентспилс, Латвия). Вскоре стало известно, что Геннадий отправился в Хвалынск, затем в Златоустовский завод в Уфимской губернии, вследствие чего Синод поставил вопрос о его возвращении в тюрьму Спасо-Евфимиева монастыря.
Тогда владыка Геннадий решил покинуть границы Российской империи и перебрался в Румынию, в Тисский монастырь, где и провел последние годы жизни. Епископ Геннадий оставил небольшое эпистолярное наследие, которое, к сожалению, мало сохранилось в наши дни.

Однако устав еп. Геннадия о поведении в храме был опубликован в журнале «Духовные ответы» (1995, № 3).

В 2012 году Освященный собор Русской Православной старообрядческой Церкви причислил святителя Геннадия к лику святых. В постановлениях собора говорится:

«6. Об общецерковном прославлении святых исповедников Суздальских
6.1. Установить общецерковное почитание святых исповедников Суздальских: архиепископа Славскаго Аркадия, епископа Тульчинскаго Алимпия, епископа Новозыбковскаго Конона, епископа Пермскаго Генадия;
6.2. Установить память святых исповедников Суздальских в день преставления архиепископа Славскаго Аркадия 18 ноября (ст.ст.) и совершать им службу как четверичным святым».

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля