В 2022 году исполняется 175 лет со времени возобновления чина мироварения в старообрядческой Церкви (Белокриницкой иерархии) и доставления освященного мира в Россию.
В 1847 году, после того, как митрополит Амвросий (Попович) начал активную иерархическою деятельность, находясь на кафедре в монастыре с. Белая Криница, русский царь Николай I предпринял все дипломатические меры, включая угрозы, чтобы воспрепятствовать становлению старообрядческой иерархии. В конце концов, не выдержав давления, австрийские власти, по требованию российского правительства, объявили, что митр. Амвросий должен удалиться из Белой Криницы в вечную ссылку в г. Цилле. Несмотря на то, что митрополит успел рукоположить двух епископов и нескольких священников, австрийское правительство пыталось ограничить активность Белокриницкой иерархии пределами своей империи. Настаивая, чтобы старообрядческие епископы состояли в общении только с липованами. В этой связи возникла острая необходимость доставить святое миро, освященное митрополитом Амвросием, в Российскую империю. Экспедицию за святыней возглавил старообрядец Феодор Васильевич Жигарев (февр. 1793 — 27 ноября 1856). В 1830 1840 х гг. Феодор Васильевич состоял певчим на Рогожском кладбище. Во время эпидемии холеры в Москве он был помощником при действительном статском советнике, начальствовавшем над Рогожской частью, и оказал большие услуги в борьбе с эпидемией. 23 марта 1831 г. ему была выражена письменная благодарность от московского военного генерал-губернатора за «старания и ревность».
Вместе с В. В. Борисовым он был послан в феврале 1947 г. от Рогожского кладбища в Белую Криницу, чтобы присутствовать там при освящении мира и привезти часть его в Москву. Путешествие приходилось держать в тайне, тайно был совершен и переход чрез границу. При этом ему пришлось переправляться через Днестр в ледоход. Об этом переходе он писал в Москву 20 марта: «Чрез настоящий проход нас не пустили, но я решился жертвовать собою и переправиться чрез узкий и прискорбный водяной путь, и решился донага раздеваться и итти босыми ногами, ночью, по морозу две или три версты. Но прибыл благополучно в назначенное мне место. А сотоварищ мой был на той стороне реки. Но прибывши, в тот же час и назначены были и отправлены надежные с того места люди». Борисову с провожатым удалось пробраться к монастырю с меньшими трудностями. Немало тревожных дней пришлось пережить и в Белокриницком монастыре. Московские уполномоченные присутствовали при освящении мира, отпраздновали в монастыре Пасху, посетили Мануйловский монастырь и г. Яссы. В Россию выехали после Троицы. В Москву возвратились в последних числах июня месяца, доставив в целости святое миро на Рогожское кладбище. Все тогдашнее «бегствующее» старообрядческое священство в России признало это миро и подчинилось Белокриницкой иерархии. Особую роль в этом сыграл настоятель храмов Рогожского Кладбища о. Иоанн Ястребов, который первый стал пользоваться этим миром, а также святыми дарами, освященными митрополитом Амвросием. Поскольку сам митрополит Амвросий был принят в Церковь через миропомазание миром, сохранявшимся со времен благочестивых русских патриархов, то через новое, освященное им миро, передалось и их святительское благословение.
О посольстве в Белую Криницу стало известно властям, и 16 апреля об этом было доложено императору. Николай I был в ярости. Немедленно были высланы полицейские отряды, на границе сновали лазутчики с целью прервать сношения российских старообрядцев и липован. Полицией были арестованы виднейшие старообрядческие деятели. 29 мая в Тульской губернии на пути в Австрию были схвачены настоятель Белокриницкого монастыря Геронтий и инок того же монастыря Дионисий. Они были немедленно отправлены в Петербург и заключены в здании III отделения собственной Е. И. В. канцелярии.
Вскоре был и арестован Ф. В. Жигарев, который к тому моменту уже успел доставить святое миро в Россию. Ревностный христианин явил собой пример мужества и стойкости. Он не поддался обещаниям амнистии, не пошел на уступки властям. После долгих допросов и издевательств 2 ноября 1856 г. он был заточен в Суздальскую крепость, где вскоре скончался. Похоронен там же.
Комментариев пока нет