110 лет назад, 1 августа 1914 года, Россия вступила в Первую мировую войну — конфликт, который привел к двум революциям и кардинальным изменениям жизни всего ее населения.
В этой войне участвовало 38 государств мира. На полях сражений от ран и голода погибли более 22 миллионов человек. Около 50 миллионов были ранены и искалечены. В результате войны прекратили свое существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская.
В советских учебниках и историографии упоминания о Первой мировой были скудны и тенденциозны. Марксистские историки называли эту войну империалистической, захватнической, а следовательно, несправедливой, на которой не было места подвигу. Подробная информация о войне была стерта со страниц книг, а упоминания о некоторых героях и событиях и вовсе запрещены советской цензурой.
Сегодня отношение к этой войне в корне изменилось. На территории России возведен ряд памятников воинам и жертвам этой страшной войны.
В годы этой войны, как и в годы Отечественной войны 1812 года, на фронте воевали десятки и сотни тысяч христиан-старообрядцев. Многие из них отдали свою жизнь за Родину, немало известных старообрядцев стало героями. Одним из самых известных героев Первой мировой считается казак-старовер Козьма Крючков (1890-1919). Он родился в 1890 г. на хуторе Нижне-Калмыковском Усть-Хоперской станицы Усть-Медведицкого округа Войска Донского в семье коренного казака-старовера Фирса Ларионовича Крючкова. В конце июля 1914 г. Крючков и три его товарища получили приказ отправиться в сторожевой дозор. Проехав 6 верст, они внезапно столкнулись с разъездом немецких улан численностью 27 человек, которых возглавляли офицеры. В ходе краткого, но невероятно ожесточенного боя, Крючков и его товарищи уничтожили 22 немецких солдата, еще двое сдались, а трое бежали с поля боя. Все казаки получили ранения, на теле Козьмы Крючкова позже насчитали 16 ран.
Воевали на фронтах войны и другие известные старообрядцы. Так, член известного купеческого рода Рябушинских — Владимир Павлович Рябушинский (1873 1955), автор ряда книг о старообрядчестве и древнерусской культуре, основатель известного парижского русского культурного общества «Икона», отправился на фронт добровольцем. Во главе автомобильной дружины он организовал службу связи при одном из штабов. Во время жестокого боя был ранен в грудь. За отличие произведен в офицерский чин, награжден орденом св. Георгия Победоносца 4-й степени.
Среди фронтовиков были и другие известные представители старообрядческих согласий, как, например, Михаил Иванович Чуванов (1890 — 1988), впоследствии председатель московской Преображенской старообрядческой общины федосеевского согласия, или Георгий Феодорович Корнилов (1894 — 1992), будущий епископ Куйбышевский (Самарский) Григорий Русской Древлеправославной Церкви.
О необходимости изучать историю Первой мировой войны сегодня говорят многие российские политики. И не только с исторической, но и даже с военно-технической точки зрения, поскольку современные бои, которые россияне могут наблюдать, вновь превратились в окопно-оборонительные. Также важно расставлять и идеологические акценты. В интервью нашему сайту доктор исторических наук, член ассоциации историков Первой мировой войны Татьяна Игоревна Трошина отметила:
«Следовало бы Западу напомнить, какой ценой была достигнута та победа. Они об этом забыли, а сейчас старательно стремятся забыть и об источниках победы во II Мировой войне. Есть опасность, что будущим поколениям именно Россию будут представлять как зачинщика обеих страшных войн ХХ века. Поэтому дело не только в том, чтобы совершить святое дело — восстановить память о наших прадедах, героях той войны. Важно, чтобы очередное „идеологическое оружие“ не было бы направлено против наших потомков внушением им и усугублением комплекса нашей исторической неполноценности.
В Первую мировую войну было огромное количество поистине героических подвигов. Через фильмы, книги, памятники, музейные выставки их надо популяризировать.
Особую роль должны сыграть учителя. Еще Бисмарк говорил, что именно от школьных учителей зависит судьба сражений: смогли ли они с детства сформировать у своих учеников патриотизм, то чувство гордости за свою страну, которое при определенных условиях оказывается сильнее инстинкта самосохранения. Сейчас же, к сожалению, учителя получают недостаточно знаний о той войне в процессе своей профессиональной подготовки. Потом очень сложно ликвидировать пробелы в знаниях, образовавшиеся в процессе школьного обучения.
Следовательно, необходимо провести массированную работу по подготовке и переподготовке учителей в этом направлении, наполнить методическую библиотеку школьных учителей (не только историков, но и литераторов, географов, учителей начальных классов) максимально доступной литературой».
В качестве иллюстраций использованы плакаты времен Первой мировой войны.
Комментариев пока нет