12 июня 2007 года в Московской митрополии РПСЦ прошел круглый стол, посвященный проблемам этики участия старообрядцев в информационной деятельности, общении в Интернет-форумах. Мероприятие было организованно Управлением делами митрополии и Информационно-издательским отделом с благословения митрополита Корнилия. На вопросы сайта «Старая Русь» согласился ответить один из организаторов круглого стола — Управляющий делами Московской митрополии, протоиерей Евгений Чунин.
Я бы сформулировал эту проблему как поиск возможного христианского влияния на то, что происходит в Интернете — что связано со старообрядчеством. К сожалению, процессы в информационной сфере развиваются стихийно, и проблем здесь накопилось много; тем не менее, до сих пор для этих вопросов не находилось достаточного внимания.Именно поэтому и была проявлена инициатива проведения данного круглого стола.
Мы не ставили задачу вынесения каких-то резолюций. Круглый стол — это дискуссионный клуб, не имеющий права навязывать свою точку зрения широкой аудитории. Главным было — иметь возможность высказаться и быть услышанным, обменяться мнениями, понять точки зрения других сторон, чтобы составить как можно более объективное представление об обсуждаемых проблемах. Кажется, нам это удалось. Заинтересованность участников круглого стола была очевидна, как и то, что такие встречи должны быть регулярными. Так что можно надеяться, что сегодняшние рассуждения в последствии составят основу для более предметных собеседований.
В разговоре участвовало порядка 25 человек: представители различных информационных ресурсов, церковные журналисты, завсегдатаи интернет-форумов, коротко говоря, различные участники информационных процессов.
Я считаю, что каждый христианин должен иметь свободу обсуждения важных для него тем, равно как и право иметь собственную точку зрения. Другое дело, что свобода должна пониматься нами с учетом всей полноты христианской ответственности за ее проявления, и не должна сводиться к разнузданности. Вообще, необходимо научиться чувствовать грань между этими понятиями. Кроме того, я лично считаю, что старообрядчество должно более активно выступать в качестве источника собственной информации, успевать четко формулировать церковную позицию, не стесняться высказывать и официальную, и частные точки зрения по различным вопросам христианской жизни. А сегодня этого, по-моему, в должной мере не происходит. И подчас получается так, что мы сначала ждем, что о нас что-то скажут другие, а уж затем комментируем, или пытаемся что-то дополнить или поправить. На мой взгляд, о себе и своей жизни мы должны успевать говорить сами — не дожидаясь других.
Что касается тех клеветнических и, по сути, вздорных публикаций, которые появились в последний год, то уровень их аргументации настолько невысок, что и оппонировать им по существу даже не имеет смысла. Да и создавались эти опусы отнюдь не для дискутирования, не как попытка поиска истины, а как незыблемое утверждение, якобы провозглашающее истину. С другой стороны, важно, чтобы беспристрастный читатель мог найти в Интернете не только упомянутые опусы, но и противоположную им точку зрения, подкрепленную соответствующей аргументацией. Тогда у каждого будет возможность самостоятельно сопоставить и взвесить те и иные доводы, и любая информация не будет односторонней, а правда сможет проявить себя еще более выпукло. Для этого мы активнее должны формулировать и распространять в Интернете и других СМИ наши церковные воззрения по широкому кругу вопросов.
Такие задачи вполне может ставить и решать Информационно-издательский отдел митрополии. Но пока это направление работы еще не полностью налажено, мы решили привлечь общественность к обсуждению стоящих перед старообрядчеством вопросов. Надеюсь, что материалы этих круглых столов помогут найти более адекватное участие старообрядческих ресурсов в сети Интернет.
Комментариев пока нет