Презентация фильма «Русская опера»

30 сентября 2020 года, в рамках международного фестиваля документального кино имени Саввы Мамонтова, в конференц-зале Всемирного союза староверов состоялся премьерный показ документального фильма «Русская опера», снятый под руководством известной оперной певицы Светланы Касьян.

Светлана Касьян
Оперная певица Светлана Касьян

Открывая мероприятие, Глава Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов рассказал о непреходящей роли русских меценатов в истории и становлении русской культуры и искусства. В частности, Савва Мамонтов уделял русской опере и русскому музыкальному искусству едва ли не половину своего творческого внимания. Без его поддержки не состоялись бы такие знаковые фигуры русской культуры, как Михаил Врубель или Федор Шаляпин.

Глава Всемирного союза староверов Л. М. Севастьянов на презентации фильма

Рассказывая о новом фильме, Леонид Севастьянов отметил, что его создатели хотели ответить на ряд вопросов. Во-первых, в картине исследована история и особый характер русского оперного искусства, которое зародилось в XVIII веке. Во-вторых, поставлены актуальные вопросы о будущем классической музыки и дальнейших перспектив оперного жанра: сможет ли опера и вообще классическая музыка конкурировать с современной поп-культурой? Каким образом можно актуализировать, сделать доступными массовому слушателю произведения классического искусства?

После вступительного слова, участникам презентации был представлен фильм «Русская опера». Ведущая кинокартины прима Светлана Касьян провела зрителей по страницам истории русской оперы, рассказала о ее важных отличиях от европейской оперы и вообще зарубежного музыкального творчества. Она отметила, что оперный театр — это живое искусство. Каждое новое поколение ищет свои творческие пути, новые музыкальные и сценические решения:

«Меняется мода, один музыкальный стиль сменяет другой, ветшают декорации и лишь одно остается неизменным — человеческие чувства, которые находятся в центре внимания театра».

Участники мероприятия

Светлана Касьян рассказала о выдающихся русских композиторах и оперных певцах. Так, Михаил Иванович Глинка сумел удивительным образом соединить в своих произведениях патриотические чувства и семейную любовь. Музыкальные темы Глинки вызревали из народных напевов, из лирической среды домашнего пения и ощущения себя русским, частью русского социума. Семья, любовь, история русского народа слились у него в единый музыкальный образ.

Вообще, русская оперная школа с момента своего появления отличалась от оперы западноевропейской широким участием хоров. Этим самым подчеркивалось непреходящее значение народа в русской истории. В классической европейской опере, опере бельканто, главная роль отводилась солистам. В русских же постановках подчеркивалась неразрывная связь действующих лиц с народом, с его жизнью, с его помыслами, с его мироощущением.

Интересно, что эта традиция была присуща русской опере вне зависимости от меняющихся тенденций моды или смены политических режимов. Так, например, тема народа глубоко отражена в таких великих произведениях периода монархии, как опера «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Жизнь за царя» М. И. Глинки, так и в операх советского времени — «Семен Котко» С. С. Прокофьева или «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича.

II действие оперы «Хованщина» М. П. Мусоргского

Ведущая Светлана Касьян обсудила с другими участниками кинофильма вопросы различия классического оперного искусства и современной поп-музыки. В отличии от нынешней эстрады, где исполнителям уже необязательно хорошо петь, их фальшивая интонация и невнятность голосового аппарата исправляются многочисленными компрессорами, гармонайзерами и вокальными процессорами (не говоря уже о выступлениях под фонограмму), выступление оперного певца — это всегда акт честности и открытости, когда, не имея таланта и многих лет упорного труда за спиной, невозможно выйти на сцену.

В фильме приняли участие известные эксперты в области оперной музыки, такие как: пианист, дирижер, народный артист РСФСР Михаил Плетнев; менеджер по артистам, бывший заместитель по художественным вопросам в «Метрополитен Опера» Сара Биллингхерст-Саломон; музыковед, заведующая кафедры истории музыки, проректор Гнесинки Дина Кирнарская; заслуженный артист РФ, солист Большого театра, оперный певец Михаил Казаков и многие другие.

Фрагмент из фильма

После просмотра фильма выступили его создатели. Они рассказали о творческом процессе постановки и ответили на многочисленные вопросы гостей. В презентации приняли участие начальник управления Президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков, руководитель Аппарата Общественной палаты Российской Федерации Павел Андреев, пресс-секретарь уполномоченного по правам человека президента РФ Елена Чинкова, корреспондент РИА Новости Ольга Липич, руководитель хора Рогожской старообрядческой общины Виталий Москвичев и другие представители старообрядческих общин города Москвы.

Сергей Новиков
Начальник управления Президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков
Виталий Москвичев
На фото справа: руководитель хора Рогожской старообрядческой общины Виталий Москвичев


О влиянии старообрядчества на русскую культуру можно прочитать на нашем сайте в отдельном исследовании

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (3)

  1. Поглядели бы вы, как на бал они разоденутся, – любо-дорого посмотреть… В позапрошлом году, зимой, сижу я раз вечером у Семена Елизарыча, было еще из наших человека два; сидим, про дела толкуем, а чай разливает матушка Семена Елизарыча, старушка древняя, редко когда и в люди кажется, больше все на молитве в своем мезонине пребывает. Хозяюшка-то Семена Елизарыча в ту пору на бал с дочерьми собиралась в купеческо собрание. В первый раз дочерей-то везла туда. Бабушке, понятно дело, хочется тоже поглядеть, как внучки-то вырядятся. Напоила нас чаем, а сама сидит в гостиной, нейдет в свою горенку, дожидается… И вышли внучки, в дорогие кружева разодеты, все в цветах, ну а руки-то по локоть, как теперь водится, голы, и шея до плеч голая, и груди наполовину… Как взвидела их Божия старушка, так и всплеснула руками. «Матушка, кричит, совсем нагие!» Да и ну нас турить вон из гостиной. «Уйдите, говорит, отцы родные, Христа ради, уйдите: не глядите на девок, не срамите их». Так мы со смеху и померли.
    С изумленьем глядели все на Снежкова. Аксинья Захаровна руки опустила, ровно столбняк нашел на нее, только шепчет вполголоса:
    – Мать Пресвятая Богородица! И шея и груди!.. Господи помилуй, Господи помилуй!
    Фленушка глаза опустила, Параша слегка покраснела, а Настя с злорадной улыбкой взглянула на Данилу Тихоныча, потом на отца. Глаза ее заблистали.
    Стуколов не выдержал. Раскаленными угольями блеснули черные глаза его, и легкие судороги заструились на испитом лице паломника. Порывисто вскочил он со стула, поднял руку, хотел что-то сказать, но… схватив шапку и никому не поклонясь, быстро пошел вон из горницы. За ним Дюков.
    – Куда вы?.. Куда ты, Яким Прохорыч?.. – говорил Патап Максимыч, выбежав следом за ними в сени.
    Не старый друг, не чудный паломник, – золото, золото уходило.
    – Душе претит! – отвечал Стуколов. – Не стерпеть мне хульных речей суеслова… Лучше уйти… Прощай, Патап Максимыч!.. Прощай…
    – Да что ты… Полно!.. Господь с тобой, Яким Прохорыч, – твердил Патап Максимыч, удерживая паломника за руку. – Ведь он богатый мельник, – шутливо продолжал Чапурин, – две мельницы у него есть на море, на окияне. Помол знатный: одна мелет вздор, другая чепуху… Ну и пусть его мелют… Тебе-то что?
    – Не могу. Душа не терпит хульных словес! – ответил Стуколов. – Прощай, пусти меня, Патап Максимыч.
    – Да куда ж ты, на ночь-то глядя? – уговаривал его Патап Максимыч. – Того и гляди метель еще поднимется, слышь ветер какой.
    – Метели, вьюги, степные бураны давно мне привычны. Слаще в поле мерзнуть, чем уши сквернить мерзостью суесловия. Прощай!
    Умаливал, упрашивал Патап Максимыч старинного друга-приятеля переночевать у него, насилу уговорил. Согласился Стуколов с условием, что не увидит больше Снежковых, ни старого, ни молодого. Возненавидел он их.
    Патап Максимыч кликнул в сени Алексея.
    – Яким Прохорыч устал, отдохнуть ему хочется, – сказал он. – У тебя пускай заночует. Успокой его. А к ужину в горницу приходи, – примолвил Патап Максимыч вполголоса.
    Алексей с паломником пошли вниз. Патап Максимыч с молчаливым купцом Дюковым к гостям воротились. Там старый Снежков продолжал рассказы про житье-бытье Стужина, – знайте, дескать, с какими людьми мы водимся!
    «Что же это такое? – думал Патап Максимыч, садясь возле почетного гостя. – Коли шутки шутит, так эти шутки при девках шутить не годится… Неужели правду он говорит? Чудное дело!»
    Рассказывал Данило Тихоныч про балы да про музыкальные вечера в московском купеческом собрании, помянул и про голые шеи.
    – Да зачем же у вас девок-то так срамят? – спросил, наконец, Патап Максимыч. – Какой ради причины голых дочерей людям-то кажут?
    – Так водится, Патап Максимыч, – с важностью ответил Снежков. – В Петербурге аль в Москве завсегда так на бал ездят: и девицы и замужние. Такое уж заведенье.
    – И замужние? – проговорил Патап Максимыч, пристально поглядев на Снежкова.
    – И замужние, – спокойно ответил Данило Тихоныч. – Без этого нельзя, везде так.
    Ни слова не молвил Патап Максимыч. «Что ж это за срам такой? – рассуждает он сам с собою. – Как же это жену-то свою голую напоказ чужим людям возить?.. Неладно, неладно!..»

    • Сергiй CMLXXXV

      Как не хватало этих истино-христианских камментов, улавливающие главное и смотрящие в самую суть, полные любви и несущие отпечаток Духа

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля