В Русской Православной Церкви должен быть восстановлен старообрядный епископат

Открывшийся 29 ноября в Москве Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, помимо прочего, уделил внимание столетнему юбилею Поместного Собора 1917–1918 годов и восстановлению патриаршества в лоне синодальной церкви. Однако важным деянием собора 1917–1918 годов стало учреждение старообрядного (единоверческого) епископата и введение новых правил для единоверцев (чад синодальной церкви, употребляющих древнерусский церковный обряд).

Зал церковных соборов кафедрального храма Христа Спасителя в Москве

Основой для такого решения стал доклад «Об устроении единоверия», подготовленный членами отдела о единоверии и старообрядчестве — митрополитами Харьковским Антонием (Храповицким) и протоиереем Семеном Шлеевым. Обсуждение этих докладов шло несколько дней и состояло из 8-ми заседаний. Собор постановил разрешить рукоположение старообрядных (единоверческих) епископов в качестве викарных в тех епархиях, где имеются соответствующие приходы. Также было принято решение выбирать кандидатов в таковые епископы на съездах единоверческих приходов под председательством правящего архиерея, который затем передавал решение съезда на утверждение высшей церковной власти. Избранные кандидаты поставлялись новообрядными и старообрядными (единоверческими) епископами. Отдельным постановлением оговаривался статус единоверческих съездов, которые должны были проходить в соборной, народно-демократической форме. Интересно, что после принятия решения по единоверию участники собора пропели тропарь «Благословен еси Христе Боже наш», что делалось исключительно по самым важным поводам.

—————-

Эти важные постановления сегодня находятся в забвении и совершенно не исполняются в Русской Православной Церкви.

—————-

В связи с этим к Архиерейскому Собору РПЦ обратился руководитель Благотворительного фонда им. Григория Богослова и общественной организации «Сохраним жизнь вместе» Леонид Севастьянов с призывом восстановить старообрядный (единоверческий) епископат. Комментируя свое обращение, в интервью нашему сайту он отметил:

***

Собор столетней давности стал эпохальным по своим решениям, многие из которых, к сожалению, сегодня не исполняются. Среди важных, но забытых ныне решений можно назвать, например, установление общинно-соборных основ управления церковью. Системы, при которой избираются священники, епископы, ключевые фигуры церкви, а общинам передаются полномочия, решения по которым в состоянии принять сами члены общин.

Также большое внимание собор уделил старообрядческому вопросу. Было принято эпохальное решение об учреждении трехчинной иерархии в единоверии, а именно поставление единоверческих епископов. Фактически создавалась старообрядная иерархия в церкви. Более того, предполагалось отдать под старообрядные богослужения Успенский собор Кремля. Соборяне придавали очень большое значение этим решениям, сравнимым с восстановлением патриаршества.

Так вот, если мы говорим о почтении к отцам Собора 1917–1918 годов, о праздновании юбилея установления патриаршества, то должны отмечать это событие делом, а именно исполнением решений этого собора. И, конечно, должны быть исполнены решения, касающиеся единоверческого епископата и единоверческих общин.

—————-

Когда я сегодня общаюсь с единоверцами, то слышу жалобы на негласные внутренние гонения. Общественная жизнь единоверцев сегодня под большим прессом. Инициатива глушится. Старый обряд не поощряется, вплоть до прещения священников, желающих служить по древнерусским чинам.

—————-

А учитывая, что служение по старому обряду признано равноспасительным служению по новому обряду, то попытки прещения за него не то что бы даже ошибочны, они еретические. Они противоречат внутренним установкам и соборным решениям. Но пока, несмотря на все прокламации о содействии старообрядному движению, единоверие находится под большим прессом. Так вот, я считаю, что в РПЦ должны вернуться к постановлениям Собора 1917–1918 годов, касающихся единоверия.

—————-

Призываю Архиерейский Собор РПЦ принять решение как можно быстрее поставить единоверческого епископа. Более того, я поддерживаю идею разработки положения «О старом обряде в РПЦ», когда любая община, пожелавшая большинством своих членов служить по старому обряду, может это сделать. Призываю вернуть общину в центр церковной жизни, вернуть выборы епископов и священников. Потому что священнослужитель должен служить общине, а не община должна служить священнику.

—————-

Также старообрядной комиссии РПЦ должны быть переданы наблюдательные, контрольные функции с тем, чтобы она могла отстаивать права единоверцев, да и вообще всех чад РПЦ, желающих молиться и служить по старому русскому обряду. Это должно поощряться и пропагандироваться, потому что если смотреть реально, то старый обряд намного более конкурентоспособный, чем новый. Очень много людей интересуются старой иконой и старым пением. Может быть, старое поколение привыкло к партесному пению, а вдумчивая молодежь ощущает, что не должно быть внутреннего противоречия в литургическом строе, когда входишь в храм, наполненным каноническими иконами, а слышишь партесное пение. Это же диссонанс! Так вот, старообрядная комиссия должна содействовать движению богослужебного строя РПЦ к литургической гармонии и содействовать всем желающим молиться, служить и изучать старый русский обряд.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (24)

  1. Ногалес Мендес

    "В Русской Православной Церкви должен быть восстановлен старообрядный епископат"

    А миряне должны будут узнать, что 80% их священников крещены кроплением, то есть не крещены, то есть не священники, а следом и ещё более страшное — узнать, что такое "соборность". Тут ведь уж, если про "крещение" как-то отвертеться получится, но за "брегет" точно спросится. Кто позволит "овцам" такую роскошь? И для чего? Только для того, чтобы на старость лет расстаться со "свечным заводиком" ?

    Призывающий к восстановлению "старообрядного епископата" в РПЦ не может этого не понимать, а значит просто, как эффективный менеджер, предлагает очередную маркетинговую мимикрию.
    В ином случае, триста лет более чем достаточный срок для того, чтобы забыть об этом вопросе.

    • Сергий 985

      Под старым обрядом в большинстве случаев понимается форма одежды в церкви на священниках и мирянах, двуперстие, тексты служб, форма креста, иконы и пение.
      Никакого народоуправления при этом не требуется. По-моему, единоверие совершенно не подразумевает лозунг "вся власть народу".

    • Ногалес Мендес

      Согласен с Вами.
      Удивляюсь этому. Вроде просто: да-да, нет-нет…
      Видимо есть спрос и на это "смузи"?
      Если говорить по существу, все эти реверансы в сторону древлего благочестия имеют под собой ту же цель, что и триста лет назад. С той небольшой разницей, что тогда нужно было привлечь, а сегодня не позволить утечь. Тормознуть искренне ищущих правду на имитации.
      И кем же являются те кто работает этому?

    • Сергий 985

      Какое "смузи"? Кстати, а вы уверены, что запрос на управение реально существует? Каких полномочий не хватает сегодняшним прихожанам обычных православных храмов? Думаете они там жаждят особо проводить в церкви все свободное время, въезжать в дела и участвовать в соборах и прочих движухах? Это все надо и интересно очень небольшой группе людей. Остальным я думаю достаточно тех полномочий которые у них уже есть: можно приходить, совместно организовывать мероприятия, облагораживать храм, вместе с настоятелем какие-то движухи драйвить. Это все можно и без "народовластия". Ходить на соборы людям чаще всего не надо.
      Пример вот другой: в управах всяких там или муниципальных органах власти проводятся всякие публичные слушания, встречи с депутатами и т.п. ДУмаете, там полные залы и прям вот народ активно этими рычагами взаимодействия пользуется? Да нет. Не смотря на то, что в районной группе на фейсбуке и то не эдак, это не так, и там беспредел, и там едро с попами охамели и т.п.
      Я думаю можно возрождать старый обряд и все. Два перста, кафтан, старые тексты и чины с пением. Ну для тех у кого энергии и дури побольше нижнее белье из бересты.

    • Ногалес Мендес

      Сергий 985: "можно возрождать старый обряд и все. Два перста, кафтан, старые тексты и чины с пением нижнее белье из бересты"

      Разве не "смузи"?!
      Я думаю, точнее чем Вы сформулировать суть ситуации уже никто не сможет.
      Пляски вокруг мёртвого муравейника всё это.
      Зачем? Жаждешь меда — иди к ульям. У муравьев мёда нет. Муравьи тоже хорошие, но мёда там нет. Тем более если и муравьев нет.
      И кто обманывает искателей мёда -тот злодей.

      Каких полномочий не хватает?
      Одной точно — видеть Ангела Церкви, а не шкуру овечью.
      Остальные можно потерпеть.

    • Сергий 985

      Почему смузи? Люди в церковь молиться ходят или порулить каким-нибудь церковным проектом или движухой? Если молиться, то обряд и тексты с чинами могут иметь смысл, а вот иерархия управления совершенно не имеет значения.

  2. Сергий 985

    Хочется поиграть в конспирологию и предположить, что Леонид таким образом выразил некий намек в адрес РПЦ о том, что от неё нужны какие-то перемены. Намек от тех, к кому РПЦ вынуждена будет прислушаться.

  3. Константин Краснов

    Глас вопиющего в пустыне… Епископат РПЦ власть из своих рук общинам (которых, за редким исключением, нет) не отдаст ни за какие коврижки.

    • Владимир*

      Предложения у Леонида хорошие. Епископ "старообрядный" возможно и будет, но вот власть общин вряд ли. В первую очередь потому, что нет общин. Есть приходы. Пришли и ушли. Отстояли /не помолились/ в лучшем случае. А так свечи поставили , записки написали и все дела. Батюшки держат власть в своих руках и это всех устраивает. Допускаю, что в старообрядных храмах дела с общинным управлением лучше, но за все пред церковной властью отвечает… настоятель.

    • Сергий 985

      А в чем "фишка" появления старообрядного епископа? Ну предположим — опа и он есть, вот завтра. Дальше что, какое развитие событий?

    • михалычъ

      общины не столь многочисленны… в принципе не так уж и много терять. Принцип подворий монастырей?

      может быть, как запасной вариант, если не дадут епископа, на первых порах некое братство мирян и клириков сгодилось бы?

    • Константин Краснов

      Не будет никаких старообрядных епископов в РПЦ, т.к. на одной территории не может быть двух епископов одной Церкви, а единоверческие приходы рассеяны весьма протяженно. Если только им не придумают особый статус, типа "в диаспоре" или "ставропигиальный, но не патриарха"

    • Игорь Львович

      "В Русской Православной Церкви должен быть восстановлен старообрядный епископат"
      Что значит восстановлен? Его там никогда не было.
      Да и зачем он им? Тешить самолюбие нескольких батюшек из РПЦ?
      Единоверие это тупиковая ветвь развития.

    • Константин Краснов

      "Да и зачем он им?"

      Правильно! зачем сиротам родители, если у них их никогда не было….

    • Владимир*

      Игорь Львович, речь не о единоверии, а о старом обряде. О строобрядных общинах, приходах в РПЦ. В молитве по-старому нет сокращений, утренняя служба длится пять часов, а не два. Так же и вечерняя. По — сарому это молитвенное знаменное пение, а не партесное, развлекательное. По-старому это канонические иконы, а не…. И тд. Да, у старого обряда мало перспектив. Уже потому мало, что кому хочется молиться Господу Богу пять часов вместо двух? Мало кому….

    • Глеб Чистяков

      Зачем обманывать людей, что единоверческих (старообрядных) епископов в синодальной церкви никогда не было?

      Были и с очень известными именами.

      Например, еп. Симон (Шлеев) вышеупомянутый участник Поместного Собора синодальной церкви 1917-1918 годов. Ныне он канонизирован в РПЦ.

      А единоверческий епископ Стефан (Расторгуев) (1861-1937) ни много ни мало встал у основания целой старообрядческой иерархии известной как "новозыбковской" или по современному иерархии Русской Древлеправославной Церкви. В мае 2007 на Освященном соборе РДЦ архиепископ Стефан был даже причислен к лику святых.

    • География старообрядных (единоверческих) приходов расширяется и они постепенно укрепляются. За передачей храма в Ульяновске построили и в Ростове, под Киевом монастырь перешел на старый обряд, расстроилась Михайловская слобода, большие изменения в Рубцово, есть изменения и в других местах. В этих условиях говорить о тупиковой ветви, как и требовать все и сразу — абсолютно неприемлемо. Хотя бы два первоочередных шага: внести дополнения в Устав РПЦ в части, касающейся данных приходов, и поставить епископа как викария Патриарха. На первых порах ему вполне бы хватило 6 имеющихся приходов в Москве и области, плюс "методическая" работа с остальными, и дипломатическая работа с епархиальными архиереями. Вот это был бы реальный задел на будущее. Пойдут ли на это такие влиятельнейшие владыки Ювеналий и Иларион — большой вопрос, а без их согласия лоббировать этот вопрос вряд ли возможно. А как бы звучало — епископ Михайловский и Рубцовский!

    • Владимир*

      "Особое место в церковной жизни принадлежит старообрядным приходам Русской Православной "Особое место в церковной жизни принадлежит старообрядным приходам Русской Православной Церкви, количество которых постепенно растет, как и частота архиерейских служений в них древним чином. Продолжается развитие Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, способствующего улучшению подготовки священно- и церковнослужителей старообрядных приходов: в нем действуют кружки по изучению знаменного пения и устава, проходят стажировку клирики, с участием других крупных приходов издается учебная и научная литература, а также молитвословы для практического употребления. Создан уже и первый епархиальный центр древнерусской богослужебной традиции в Симбирске. Все это способствует лучшему усвоению богатого наследия русского многовекового церковного предания" — сказал Святейший Патриарх Кирилл в докладе Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви, который проходит в эти дни в Храме Христа Спасителя в Москве. Так что не всё плохо :)

    • протоиерей Иоанн Миролюбов

      Всё правильно сказал zavoljskii. Я бы только уточнил, что в Уставе РПЦ нужно само упоминание о существовании таких приходов, а отдельно — Положение о таких приходах. Если будет старообрядный патриарший викарий, то это не отдельная параллельная иерархия, которая антиканонична. Не совсем каноничен и принцип ставропигии, но он давно вошел в церковную жизнь и может быть распространен на старообрядные приходы. Часть этих приходов, где всё складывается хорошо, могла бы подчиняться местным архиереям, а где есть проблемы — номинально Патриарху, а фактически — его викарию. Начинать можно и со ставропигиального благочиния, но лучше во многих отношениях — с патриаршего викарного епископа. Противопоставить такому решению нечего, кроме "неприятных предчувствий".

    • протоиерей Иоанн Миролюбов

      В дополнение к написанному. Выезжаю сегодня из Риги, где погребали моего отца — Ивана Ефросиновича Миролюбова, 1931 г. р. Был заместителем председателя Гребенщиковской общины, руководил им же созданными ремонтно-реставрационными мастерскими. Поминать можно единоверцам и беспоповцам (он в РПЦ не переходил, но хорошо меня понимал). Мне наставник Михаил Александров не разрешил при отпевании находиться в храме в "озяме" (видимо, это было коллегиальное решение). Я ответил что ношу не озям, а рясу и (или) подрясник, а наперсный крест у беспоповцев снимаю, (чтобы не пугать). Вообщем, на однорядку пришлось накинуть пальто, чтобы никто не возбуждался.
      А в воскресенье отпеваем архимандрита Дионисия (Шишигина), б. настоятеля храма Покрова в Рубцове и действующего благочинного нашего Богоявленского округа. Очень светлый был человек. Много мне помогал, многому научил, из прямого начальника стал близким другом. Вечная ему память!

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля