Открывшийся 29 ноября в Москве Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, помимо прочего, уделил внимание столетнему юбилею Поместного Собора 1917–1918 годов и восстановлению патриаршества в лоне синодальной церкви. Однако важным деянием собора 1917–1918 годов стало учреждение старообрядного (единоверческого) епископата и введение новых правил для единоверцев (чад синодальной церкви, употребляющих древнерусский церковный обряд).
Основой для такого решения стал доклад «Об устроении единоверия», подготовленный членами отдела о единоверии и старообрядчестве — митрополитами Харьковским Антонием (Храповицким) и протоиереем Семеном Шлеевым. Обсуждение этих докладов шло несколько дней и состояло из 8-ми заседаний. Собор постановил разрешить рукоположение старообрядных (единоверческих) епископов в качестве викарных в тех епархиях, где имеются соответствующие приходы. Также было принято решение выбирать кандидатов в таковые епископы на съездах единоверческих приходов под председательством правящего архиерея, который затем передавал решение съезда на утверждение высшей церковной власти. Избранные кандидаты поставлялись новообрядными и старообрядными (единоверческими) епископами. Отдельным постановлением оговаривался статус единоверческих съездов, которые должны были проходить в соборной, народно-демократической форме. Интересно, что после принятия решения по единоверию участники собора пропели тропарь «Благословен еси Христе Боже наш», что делалось исключительно по самым важным поводам.
—————-
Эти важные постановления сегодня находятся в забвении и совершенно не исполняются в Русской Православной Церкви.
—————-
В связи с этим к Архиерейскому Собору РПЦ обратился руководитель Благотворительного фонда им. Григория Богослова и общественной организации «Сохраним жизнь вместе» Леонид Севастьянов с призывом восстановить старообрядный (единоверческий) епископат. Комментируя свое обращение, в интервью нашему сайту он отметил:
***
Собор столетней давности стал эпохальным по своим решениям, многие из которых, к сожалению, сегодня не исполняются. Среди важных, но забытых ныне решений можно назвать, например, установление общинно-соборных основ управления церковью. Системы, при которой избираются священники, епископы, ключевые фигуры церкви, а общинам передаются полномочия, решения по которым в состоянии принять сами члены общин.
Также большое внимание собор уделил старообрядческому вопросу. Было принято эпохальное решение об учреждении трехчинной иерархии в единоверии, а именно поставление единоверческих епископов. Фактически создавалась старообрядная иерархия в церкви. Более того, предполагалось отдать под старообрядные богослужения Успенский собор Кремля. Соборяне придавали очень большое значение этим решениям, сравнимым с восстановлением патриаршества.
Так вот, если мы говорим о почтении к отцам Собора 1917–1918 годов, о праздновании юбилея установления патриаршества, то должны отмечать это событие делом, а именно исполнением решений этого собора. И, конечно, должны быть исполнены решения, касающиеся единоверческого епископата и единоверческих общин.
—————-
Когда я сегодня общаюсь с единоверцами, то слышу жалобы на негласные внутренние гонения. Общественная жизнь единоверцев сегодня под большим прессом. Инициатива глушится. Старый обряд не поощряется, вплоть до прещения священников, желающих служить по древнерусским чинам.
—————-
А учитывая, что служение по старому обряду признано равноспасительным служению по новому обряду, то попытки прещения за него не то что бы даже ошибочны, они еретические. Они противоречат внутренним установкам и соборным решениям. Но пока, несмотря на все прокламации о содействии старообрядному движению, единоверие находится под большим прессом. Так вот, я считаю, что в РПЦ должны вернуться к постановлениям Собора 1917–1918 годов, касающихся единоверия.
—————-
Призываю Архиерейский Собор РПЦ принять решение как можно быстрее поставить единоверческого епископа. Более того, я поддерживаю идею разработки положения «О старом обряде в РПЦ», когда любая община, пожелавшая большинством своих членов служить по старому обряду, может это сделать. Призываю вернуть общину в центр церковной жизни, вернуть выборы епископов и священников. Потому что священнослужитель должен служить общине, а не община должна служить священнику.
—————-
Также старообрядной комиссии РПЦ должны быть переданы наблюдательные, контрольные функции с тем, чтобы она могла отстаивать права единоверцев, да и вообще всех чад РПЦ, желающих молиться и служить по старому русскому обряду. Это должно поощряться и пропагандироваться, потому что если смотреть реально, то старый обряд намного более конкурентоспособный, чем новый. Очень много людей интересуются старой иконой и старым пением. Может быть, старое поколение привыкло к партесному пению, а вдумчивая молодежь ощущает, что не должно быть внутреннего противоречия в литургическом строе, когда входишь в храм, наполненным каноническими иконами, а слышишь партесное пение. Это же диссонанс! Так вот, старообрядная комиссия должна содействовать движению богослужебного строя РПЦ к литургической гармонии и содействовать всем желающим молиться, служить и изучать старый русский обряд.
"В Русской Православной Церкви должен быть восстановлен старообрядный епископат"
А миряне должны будут узнать, что 80% их священников крещены кроплением, то есть не крещены, то есть не священники, а следом и ещё более страшное — узнать, что такое "соборность". Тут ведь уж, если про "крещение" как-то отвертеться получится, но за "брегет" точно спросится. Кто позволит "овцам" такую роскошь? И для чего? Только для того, чтобы на старость лет расстаться со "свечным заводиком" ?
Призывающий к восстановлению "старообрядного епископата" в РПЦ не может этого не понимать, а значит просто, как эффективный менеджер, предлагает очередную маркетинговую мимикрию.
В ином случае, триста лет более чем достаточный срок для того, чтобы забыть об этом вопросе.
Под старым обрядом в большинстве случаев понимается форма одежды в церкви на священниках и мирянах, двуперстие, тексты служб, форма креста, иконы и пение.
Никакого народоуправления при этом не требуется. По-моему, единоверие совершенно не подразумевает лозунг "вся власть народу".
Согласен с Вами.
Удивляюсь этому. Вроде просто: да-да, нет-нет…
Видимо есть спрос и на это "смузи"?
Если говорить по существу, все эти реверансы в сторону древлего благочестия имеют под собой ту же цель, что и триста лет назад. С той небольшой разницей, что тогда нужно было привлечь, а сегодня не позволить утечь. Тормознуть искренне ищущих правду на имитации.
И кем же являются те кто работает этому?
Какое "смузи"? Кстати, а вы уверены, что запрос на управение реально существует? Каких полномочий не хватает сегодняшним прихожанам обычных православных храмов? Думаете они там жаждят особо проводить в церкви все свободное время, въезжать в дела и участвовать в соборах и прочих движухах? Это все надо и интересно очень небольшой группе людей. Остальным я думаю достаточно тех полномочий которые у них уже есть: можно приходить, совместно организовывать мероприятия, облагораживать храм, вместе с настоятелем какие-то движухи драйвить. Это все можно и без "народовластия". Ходить на соборы людям чаще всего не надо.
Пример вот другой: в управах всяких там или муниципальных органах власти проводятся всякие публичные слушания, встречи с депутатами и т.п. ДУмаете, там полные залы и прям вот народ активно этими рычагами взаимодействия пользуется? Да нет. Не смотря на то, что в районной группе на фейсбуке и то не эдак, это не так, и там беспредел, и там едро с попами охамели и т.п.
Я думаю можно возрождать старый обряд и все. Два перста, кафтан, старые тексты и чины с пением. Ну для тех у кого энергии и дури побольше нижнее белье из бересты.
Сергий 985: "можно возрождать старый обряд и все. Два перста, кафтан, старые тексты и чины с пением нижнее белье из бересты"
Разве не "смузи"?!
Я думаю, точнее чем Вы сформулировать суть ситуации уже никто не сможет.
Пляски вокруг мёртвого муравейника всё это.
Зачем? Жаждешь меда — иди к ульям. У муравьев мёда нет. Муравьи тоже хорошие, но мёда там нет. Тем более если и муравьев нет.
И кто обманывает искателей мёда -тот злодей.
Каких полномочий не хватает?
Одной точно — видеть Ангела Церкви, а не шкуру овечью.
Остальные можно потерпеть.
Почему смузи? Люди в церковь молиться ходят или порулить каким-нибудь церковным проектом или движухой? Если молиться, то обряд и тексты с чинами могут иметь смысл, а вот иерархия управления совершенно не имеет значения.
Хочется поиграть в конспирологию и предположить, что Леонид таким образом выразил некий намек в адрес РПЦ о том, что от неё нужны какие-то перемены. Намек от тех, к кому РПЦ вынуждена будет прислушаться.
Уважаемый Леонид Михайлович, "спаси Господи" за труды!
Глас вопиющего в пустыне… Епископат РПЦ власть из своих рук общинам (которых, за редким исключением, нет) не отдаст ни за какие коврижки.
Не отдадут сами, силой заберут. Люди не дураки, всё понимают.
Предложения у Леонида хорошие. Епископ "старообрядный" возможно и будет, но вот власть общин вряд ли. В первую очередь потому, что нет общин. Есть приходы. Пришли и ушли. Отстояли /не помолились/ в лучшем случае. А так свечи поставили , записки написали и все дела. Батюшки держат власть в своих руках и это всех устраивает. Допускаю, что в старообрядных храмах дела с общинным управлением лучше, но за все пред церковной властью отвечает… настоятель.
А в чем "фишка" появления старообрядного епископа? Ну предположим — опа и он есть, вот завтра. Дальше что, какое развитие событий?
общины не столь многочисленны… в принципе не так уж и много терять. Принцип подворий монастырей?
может быть, как запасной вариант, если не дадут епископа, на первых порах некое братство мирян и клириков сгодилось бы?
Не будет никаких старообрядных епископов в РПЦ, т.к. на одной территории не может быть двух епископов одной Церкви, а единоверческие приходы рассеяны весьма протяженно. Если только им не придумают особый статус, типа "в диаспоре" или "ставропигиальный, но не патриарха"
"В Русской Православной Церкви должен быть восстановлен старообрядный епископат"
Что значит восстановлен? Его там никогда не было.
Да и зачем он им? Тешить самолюбие нескольких батюшек из РПЦ?
Единоверие это тупиковая ветвь развития.
"Да и зачем он им?"
Правильно! зачем сиротам родители, если у них их никогда не было….
Игорь Львович, речь не о единоверии, а о старом обряде. О строобрядных общинах, приходах в РПЦ. В молитве по-старому нет сокращений, утренняя служба длится пять часов, а не два. Так же и вечерняя. По — сарому это молитвенное знаменное пение, а не партесное, развлекательное. По-старому это канонические иконы, а не…. И тд. Да, у старого обряда мало перспектив. Уже потому мало, что кому хочется молиться Господу Богу пять часов вместо двух? Мало кому….
Зачем обманывать людей, что единоверческих (старообрядных) епископов в синодальной церкви никогда не было?
Были и с очень известными именами.
Например, еп. Симон (Шлеев) вышеупомянутый участник Поместного Собора синодальной церкви 1917-1918 годов. Ныне он канонизирован в РПЦ.
А единоверческий епископ Стефан (Расторгуев) (1861-1937) ни много ни мало встал у основания целой старообрядческой иерархии известной как "новозыбковской" или по современному иерархии Русской Древлеправославной Церкви. В мае 2007 на Освященном соборе РДЦ архиепископ Стефан был даже причислен к лику святых.
География старообрядных (единоверческих) приходов расширяется и они постепенно укрепляются. За передачей храма в Ульяновске построили и в Ростове, под Киевом монастырь перешел на старый обряд, расстроилась Михайловская слобода, большие изменения в Рубцово, есть изменения и в других местах. В этих условиях говорить о тупиковой ветви, как и требовать все и сразу — абсолютно неприемлемо. Хотя бы два первоочередных шага: внести дополнения в Устав РПЦ в части, касающейся данных приходов, и поставить епископа как викария Патриарха. На первых порах ему вполне бы хватило 6 имеющихся приходов в Москве и области, плюс "методическая" работа с остальными, и дипломатическая работа с епархиальными архиереями. Вот это был бы реальный задел на будущее. Пойдут ли на это такие влиятельнейшие владыки Ювеналий и Иларион — большой вопрос, а без их согласия лоббировать этот вопрос вряд ли возможно. А как бы звучало — епископ Михайловский и Рубцовский!
"Особое место в церковной жизни принадлежит старообрядным приходам Русской Православной "Особое место в церковной жизни принадлежит старообрядным приходам Русской Православной Церкви, количество которых постепенно растет, как и частота архиерейских служений в них древним чином. Продолжается развитие Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, способствующего улучшению подготовки священно- и церковнослужителей старообрядных приходов: в нем действуют кружки по изучению знаменного пения и устава, проходят стажировку клирики, с участием других крупных приходов издается учебная и научная литература, а также молитвословы для практического употребления. Создан уже и первый епархиальный центр древнерусской богослужебной традиции в Симбирске. Все это способствует лучшему усвоению богатого наследия русского многовекового церковного предания" — сказал Святейший Патриарх Кирилл в докладе Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви, который проходит в эти дни в Храме Христа Спасителя в Москве. Так что не всё плохо :)
Глеб, и тем не менее
> большие изменения в Рубцово
Какие изменения в Рубцово?
Всё правильно сказал zavoljskii. Я бы только уточнил, что в Уставе РПЦ нужно само упоминание о существовании таких приходов, а отдельно — Положение о таких приходах. Если будет старообрядный патриарший викарий, то это не отдельная параллельная иерархия, которая антиканонична. Не совсем каноничен и принцип ставропигии, но он давно вошел в церковную жизнь и может быть распространен на старообрядные приходы. Часть этих приходов, где всё складывается хорошо, могла бы подчиняться местным архиереям, а где есть проблемы — номинально Патриарху, а фактически — его викарию. Начинать можно и со ставропигиального благочиния, но лучше во многих отношениях — с патриаршего викарного епископа. Противопоставить такому решению нечего, кроме "неприятных предчувствий".
В дополнение к написанному. Выезжаю сегодня из Риги, где погребали моего отца — Ивана Ефросиновича Миролюбова, 1931 г. р. Был заместителем председателя Гребенщиковской общины, руководил им же созданными ремонтно-реставрационными мастерскими. Поминать можно единоверцам и беспоповцам (он в РПЦ не переходил, но хорошо меня понимал). Мне наставник Михаил Александров не разрешил при отпевании находиться в храме в "озяме" (видимо, это было коллегиальное решение). Я ответил что ношу не озям, а рясу и (или) подрясник, а наперсный крест у беспоповцев снимаю, (чтобы не пугать). Вообщем, на однорядку пришлось накинуть пальто, чтобы никто не возбуждался.
А в воскресенье отпеваем архимандрита Дионисия (Шишигина), б. настоятеля храма Покрова в Рубцове и действующего благочинного нашего Богоявленского округа. Очень светлый был человек. Много мне помогал, многому научил, из прямого начальника стал близким другом. Вечная ему память!