23 марта на выставке в Миссионерском институте г. Екатеринбурга впервые представили редчайшую церковную книгу 1610 года «Устав или Око церковное» Анисима Радишевского. Это одна из немногих церковных книг, изданных в период так называемого Смутного времени.
Помимо «Церковного ока» при патриархе Ермогене также были изданы Евангелие, Минеи служебные за сентябрь-ноябрь и первую половину декабря. Составлением и печатью церковного Устава 1610 года руководили головщик Троице-Сергиевого монастыря Логгин Корова и уставщик инок Филарет. Печатный устав 1610 года стал сводным уставом из ряда рукописных Уставов XVI века с дополнениями из Чиновников и Обиходников. Он включал в себя следующие разделы: общелитургический, дисциплинарный, Марковы главы (с русскими святыми), «Указ о святых новых чудотворцах» (русские Марковы главы), празднуемых в период Пятидесятницы, храмовые главы, месяцесловная и триодная части. В 1633 году патриарх своей грамотой повелел отобрать экземпляры этого Устава по всем храмам и монастырям России. Они были свезены в Москву и публично сожжены. В грамоте же говорилось, что
те Уставы печатал вор, бражник, Троицкаго Сергиева монастыря крылошанин чернец Логин без благословения Святейшаго Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, и всего Священного Собора, и многие в тех Уставех статьи напечатаны не по апостольскому и не по отеческому преданию, своим самовольством.
В том же году при патриархе Филарете был издан новый Устав. Это издание отличается большей краткостью и по составу близко к «Оку церковному» преподобного Афанасия Высоцкого в его расширенной редакции XV века. По сравнению с Уставом 1610 года из него исключены многие статьи о русских праздниках (в том числе, «Указ о святых новых чудотворцах»), статьи из других Уставов, выписки из Чиновников и Обиходников.
В 1634 году Устав был переиздан с прибавлением статьи о Пасхалии. В 1641 году вышло очередное издание русского Типикона. Издатели вновь обратились к Уставу 1610 года и заимствовали из него многие статьи. Современное старообрядческое богослужение основывается именно на этих дораскольных уставах. Доктор исторических наук Алексей Мосин рассказал о нескольких версиях массового уничтожения книги в XVII веке:
По одной из них, там было слишком много текстов, которые добавили уже на Руси и которых не было в византийском оригинале. Также тираж могли сжечь из-за нового издания церковного устава, которое вышло именно в 1633 году, причем под редакцией самого патриарха Филарета. Согласно этой версии, церковь, таким образом, хотела ограничить конкуренцию между двумя изданиями.
Уникальности книге, отметил историк, добавляет то, что она была издана в Смутное время:
До начала XVII века все уставы на Руси были рукописными, а представленный экземпляр — первое печатное издание. Была проведена большая редакторская работа, собран, сведен и отредактирован текст, который напечатали в Смутное время. Книгоиздание было очень ограниченным: за десять лет вышло всего порядка десятка изданий.
В Миссионерском институте отметили, что выставка и демонстрация книги вызвали большой интерес у студентов и преподавателей. На протяжении пяти лет в вузе традиционно проходит «Выставка одной книги», на которой горожане знакомятся с редкими изданиями из фонда Лаборатории археографических исследований Уральского федерального университета или Фонда редкой книги Екатеринбургской епархии РПЦ. В предыдущие годы в ВУЗе экспонировался «Апостол» первопечатника Ивана Федорова возрастом более 400 лет. Демонстрировалось также среднешрифтное Евангелие, изданное в Анонимной московской типографии в 1558–1559 гг. Эта старинная книга относится к числу книжных памятников национального значения. Ранее, на одной из подобных выставок участники праздника могли познакомиться с Евангелием-апракос, которое имеет вкладную запись, датируемую 1540 годом и сделанную рукой архиепископа Новгородского и Псковского Макария.
добро бы автору уточнить по тексту книги — действительно ли в нем (предисловии) нет благословения патриарха Гермогена. Например, Богданов А.П. в своей работе о патриархе Филарете утверждает наличие такового.