Музей археологии и этнографии имени В. М. Флоринского Томского Государственного Университета (ТГУ) в проекте «Открытие недели», ориентированном на популяризацию истории и традиционной культуры сибирских народов, знакомит посетителей с уникальными экспонатами. Примерно раз в две недели в специальной витрине, расположенной у входа в музей, прямо в холле университета появляется интересный экспонат, не вошедший в основную выставку. Сейчас в фондах музея находится около 300 тысяч единиц хранения, в том числе и уникальные экспонаты, например, уже представленная в рамках проекта старообрядческая икона Святого Христофора.
На этот раз в витрине проекта — резная икона «Иоанн Богослов в молчании», одна из тех, которые были запрещены указом Святейшего Синода в XVII в.
Икона, сохранившаяся в фондах музея ТГУ, по мнению специалистов, была изготовлена в XVII–XVIII вв.
Изображение Иоанна Богослова «в молчании» появляется в русской иконописи со второй половины XVI века. Его характерная особенность — это жест святого, подносящего один или два пальца к губам в знак безмолвия. Принято считать, что в основе подобной иконографии лежат заключительные слова Евангелия от Иоанна: «Многое и другое сотворил Исус, но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21, 25). На основе этого текста и многочисленных евангельских свидетельств, подчеркивавших особую близость ко Христу его любимого ученика, сформировался образ Иоанна Богослова — тайновидца, причастного к неизреченной божественной мудрости.
По словам специалистов, определенное влияние на становление этого иконографического типа могла оказать и аскетическая традиция монахов–исихастов, считавших, что приобщение к божественной мудрости достигается только через непрерывную безмолвную молитву. Поэтому жест Иоанна Богослова мог напоминать не только о его причастности к тайным знаниям, но и о безмолвии, как о единственно возможном пути их обретения.
Традиция изготовления резных икон пришла на Русь в XI веке вместе с Православием из Византии, где подобные изображения датируются еще первыми веками христианства.
На новом месте традиция не только прижилась, но и получила развитие. Для этого были все условия: обилие высококачественной древесины, большое количество мастеров, умеющих обращаться с этим капризным материалом.
Немаловажную роль сыграло и увеличение числа русичей, принявших святое крещение, что обеспечивало спрос на предметы культа. Способствовала распространению церковной резьбы также дороговизна и редкость писаных икон, малое количество местных иконописцев, что делало резную икону все более популярной.
Появились именные образа, кресты, складни, мощевики. Русские мастера использовали привычные и податливые для резца породы — липу и сосну, иногда березу, ольху, осину. Для особенно торжественных случаев применяли редкий привозной материал: кипарис, можжевельник, тис, грушу.
Рельефные иконы расписывали красками и покрывали сусальным и творёным золотом, серебром, тонировали природными пигментами, обжигали, украшали тиснением, драгоценными камнями и поделочными минералами, речным жемчугом, янтарем, металлическими вставками с чеканкой, дорогими и богато украшенными тканями. Для защиты от влаги, плесени и паразитов наносили специальным образом очищенные масла, пчелиный воск, сложные лаки, натуральную олифу. В качестве образцов широко использовали изображения из священных текстов, прориси икон, подлинные писаные образа. К XVI–XVII векам относится период наивысшего расцвета русской «иконы на рези».
Однако были в истории резной иконы и тяжелые времена, когда в ней видели то пережитки языческого прошлого, то влияние «латинянства». Не щадили её ни войны, ни городские пожары, ни восстания.
Но самый страшный удар по этому виду искусства был нанесен церковной реформой 1650–1660 годов. Согласно новым правилам, введенным патриархом Никоном, категорически запрещалось изготавливать и держать в домах и церквях объемные иконы и скульптуры (исключение делалось только для крестов и панагий). Именно в это время была уничтожена большая часть русской православной «рези на дереве»: её рубили топорами, жгли в синодальных кострах. Лишь немногое удалось спасти в старообрядческих семьях и тайных молельных домах.
И только на Русском Севере и в сохранившей древние заветы Сибири, на значительном расстоянии от общественных и политических перемен, сохранились традиции русского христианского резного искусства.
Полностью истребить искусство резных икон так и не удалось. Некоторые изделия сохранились в семьях старообрядцев и тайных скитах, другие — в Сибири и на Русском Севере, где продолжались традиции деревянной резной иконы.
Увидеть резную икону «Иоанн Богослов в молчании» можно в витрине проекта «Открытие недели», которая находится у входа в Музей археологии и этнографии Томского Государственного Университета
по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 36, главный корпус ТГУ.
Телефон музея: (3822) 529–626
Источник: tsu.ru
Комментариев пока нет