Некоторые украинские информационные ресурсы сообщили, что старообрядцы уже встретили Пасху, да не простую, а языческую. Так, портал «Українськастіна.укр» сообщает своим читателям:
«Старообрядцы встретили языческую Пасху на Хортице. В Запорожье отпраздновали Пасху. В день солнцестояния язычники собрались на острове Хортица. Родноверы отмечают языческую Пасху в день солнцестояния и считают его счастливым. Ведь световой день становится длиннее ночи, а это значит, что весна пришла окончательно и наступила пора плодородия и любви. Участники принесли с собой пасхальные угощения — куличи и пасхальные яйца и забавлялись под звуки бубна. "Чтобы люди не забывали старые обычаи, не забывали своих предков. Ведь тот, кто не знает своего прошлого, не имеет настоящего и потеряет будущее — рассказал участник праздника Игорь"».
От редакции:
К слову, родноверы отмечают языческую Пасху в день весеннего равноденствия и встречают Великдень — праздник прихода весны. В отличие от христиан, они считают Пасху не днем воскресения Исуса Христа, а праздником победы над ночью. Язычники убеждены, что в этот день начинается возрождение природы. Языческие памятники на Хортице (крупнейшем остров на Днепре, расположенном в черте города Запорожье) уже давно привлекают не только запорожских язычников.
Появление подобных сообщений, в которых язычники называются «староверами» и «старообрядцами», вызывает серьезную путаницу в умах читателей. Невежественность журналистов оказывается помноженной на идеологическую подмену, которую пытаются продвигать в широкие массы религиозные и квазирелигиозные культурные объединения неоязычников. Чтобы выделиться, отделить свои воззрения от христианства, полученного на Руси во времена князя Владимира, некоторые из них стали называть себя «староверами». И хотя употребление этого термина в данном контексте неправильно и ошибочно, в обществе кое-где стали распространяться воззрения, что староверы — это действительно язычники, которые возрождают старую веру в древних славянских богов — Перуна, Сварога, Дажьбога, Велеса и прочих.
Благодаря широкой разъяснительной работе, а также ряду серьезных судебных процессов против «староверов-инглингов» и других экстремистских неоязыческих группировок в России, популярность этого лингвистического феномена сегодня пошла на спад. В последние годы подавляющее большинство неоязчников предпочитают все же называться «родноверами».
Однако сообщение информационного агентства «Українськастіна.укр», где язычники были названы «старообрядцами», демонстрирует, что далеко не все СМИ готовы употреблять этот термин в адекватном лексическом значении и вводят в заблуждение своих читателей. Подробнее об этом читайте на нашем сайте в статье «Кто такие староверы?»
Интересно, почему сайт "Русская вера" под статьёй об украинских родноверах предлагает посмотреть "похожие" материалы — о старом обряде в РПЦ? единоверцы-христиане чем-то "похожи" на неоязычников? насколько правомерно тех и других объединять тэгом "инославие"? (там ещё только католики)
"Похожие" статьи подбираются роботом автоматически, как я понимаю. Притом при каждом обновлении страницы они меняются.
Тэги ставит редактор? Какое отношение имеет родноверие или единоверие к инославию?
Абсолютно верно, блок "Похожие" подбирается автоматикой, причем нередко явно невпопад: http://goo.gl/c5jNeg
В таком случае логично переименовать этот блок в что-нибудь типа "смотрите также".
Интересна логика по которой ищутся похожие материалы. Меток (видимых) у статей нет, значит должен быть какой-то более сложный анализатор.
Метки есть. Новости о католиках, неоязычниках и единоверцах (sic!) находятся в разделе "Новости других конфессий", тут раньше было видно тэг "инославие", но сейчас тэги скрыты
Теоретически для старообрядчества единоверие это инославие. Может быть даже менее приятное, чем обычное новообрядчество — те явные противники, а тут противник очень похож на друга, и кто-то может соблазниться.
Но я думаю в данном случае это всего лишь вопрос работы автоматики системы рекомендации. То есть списать все на глупые скрипты и не обращать внимание.
Интересно, а какими вероучительными материалами они (родноверы) руководствуются? Ну, положим, захотел я веру дохристианскую принять, хорошо. Пришел к "волхвам" и прошу объяснить мне суть их мировозрения, вероучение, а так же обязательно — источники откуда они все эти знания почерпнули. Пока что все подобные просьбы (я только спрашивал, присоединиться не хотел) заканчивались ответами типа "Это секретные знания, передающиеся из уст в уста, они записаны в секретную запись которую никому не показывают". В лучшем случае ссылаются на какую-нибудь "Велесову книгу" или ещё лучше "Славяно-арийские веды" патер-дия Александра Хиневича. Но при поверхностном знакомстве с этими книгами, точнее с их происхождением, никакой более-менее критический рассудок не пропустит их как истинные, слишком уж много "против" со стороны далеко не "попов из церкви", а ученых.
То есть наличие последователей у родноверов это индикатор того сколько есть у нас граждан без критического отношения к тому, как, во что и главное почему верить.
Мне кажется, у них родноверов достаточно много доводов своей правоты и истинности, если углубиться в их верования. А еще наблюдаю, что они используют в качестве философии возвращение к "корням": эко-поселения, чистая еда и здравые мысли, изменение питания. В больших городах есть запрос на такие темы в свете того, что натурального становится всё меньше.
Минуточку. Они используют прием такой когда в общем потоке информации к одной части лжи прибавляют две-три части очевидной правды, чтобы люди проглатывали всё, включая ложь: "Летом на Руси было теплее чем зимой, почтение старших родителей имело ключевое значение в отношениях внутри рода, христиане почитают Перуна-громовержца и знают его как Илию-пророка, необходимость хранить капусту на зиму потребовало освоить ее засаливание" и т.п. Когда девять раз одобрительно кивнул, согласившись, прокиваешь по инерции и десятый где тебе подсунут очередной теософский креатив.
Так вот если очистить всю родноверскую пропаганду от шелухи очевидностей, оставив только то, что связанно непосредственно с их вероучениями, то уверен будут сомнения насчет того много ли у них доводов правоты. Это очень забавный несходняк когда люди твердят, что их вера тянется из глубины тысячелетий, но при этом не могут назвать никаких имен подвижников, никаких книг и работ, не могут подтвердить свои утверждения никакими серьезными наборами цитат и ссылок на вероучительные труды и предания; предания тысячелетней веры вдруг обрывается на паре "волхвов" живущих в наше время.
Ещё насчет причин их популярности.
Во-вторых, как и подобает язычникам, у них очень смещены акценты верований на решения насущных земных задач, причем в благоприятном для мiра понимании — сила, благополучие и т.п. Тут все ясно, эта тяга есть и у православных, поэтому и существует то, что называется народное православие: со спасением и обожением на втором плане и молебнами за пчёл и урожай на первом, вперемешку с суевериями.
В-третьих, у многих есть необходимость удовлетворить жажду этнического превосходства или хотя бы обособления в той или иной степени. То есть расчесать свое ощущение "я — русский (славянин, ариец, хариец, дариец, великий укр и т.п.)" с явным намеком на свою богоизбранность уже по своей этнической природе. Тем более когда кругом есть группирующиеся по подобным признакам "кавказцы", евреи и прочие "супостаты", то запрос на подобную идею обязательно возникает и у русских (славян, харийцев, дарийцев, великих укров и т.п.). Поэтому каждый кто верно писает в уши на эту тему, ссылаясь на якобы древние предания и знания это подтверждающие, принимается охотно и скорее всего без лишней критичности. Кстати, не все идут за этим в язычество. Некоторые очевидно находят это в старообрядчестве, и ношение национального кафтана, вышиванки, бороды и прочий этнофетиш становится первостепенным, что нетрудно заметить бывает. Ну ты в курсе.