На выставке в Государственном историко-археологическом музее-заповеднике «Херсонес Таврический» представлена Византийская стеатитовая икона «Рождество Христово» XI-XII вв.
Несомненными раритетами византийской коллекции Херсонесского музея-заповедника являются двенадцать стеатитовых икон из раскопок Херсонеса. Стеатит — мягкая горная порода разнообразных оттенков от серо-голубого и зеленого до бирюзового, месторождения которого разрабатывались в разных областях Византийской империи. Он хорошо поддается резьбе, что в свое время оценили византийские мастера мелкой пластики, широко использовавшие стеатитовые пластинки для изготовления небольших резных икон. Каменные иконы с образами Христа, Богоматери, святых воинов, двунадесятыми праздниками покрывались яркими красками и позолотой. Одна из таких стеатитовых икон с изображением Рождества Христова XI-XII вв. экспонируется на выставке в музее-заповеднике «Херсонес Таврический».
Рождество Христово — второй по значению двунадесятый праздник церковного календаря после Пасхи. Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако, основные ее черты наметились уже в раннехристианский период и окончательно сложилась к VII веку.
Херсонесская стеатитовая икона, отличающаяся тонкой резьбой и тщательностью исполнения, сохранилась фрагментарно (утрачены верхняя и средняя части), но прекрасно читается. В центре композиции — возлежащая на одре Богоматерь, рядом в яслях, спеленутый Младенец. Над яслями склонились вол и осел, символы иудейского и языческого народов, которым равно принес спасение Христос.
Вол и осел олицетворяют собой не только слушание проповеди Христовой, но и трогательно показывают служение всякой твари своему Творцу — склонившись над Младенцем, животные греют Его своим дыханием. Справа над Младенцем — благословляющий и славословящий Ангел, несущий весть о Рождестве роду человеческому. В нижней левой части изображался Иосиф Обручник (сохранилась только часть нимба) и, правее, — омовение Младенца. Напротив Иосифа стоит беседующий с ним некий старец с посохом.
Сцена омовения Младенца Христа, основанная на апокрифе, весьма выразительно дополняет беседу старца с Иосифом — образ чаши-купели, провозвестие будущего Крещения, становится знаком победы над грехом, очищения человеческих душ от всяких сомнений и скверны. Византийская иконография Рождества Христова стала основой для всех последующих икон и фресок на этот сюжет, в том числе и древнерусских.
Выставка продлится до 16 января по адресу: Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический», г. Севастополь, ул. Древняя, 1. Экскурсионный отдел: +7 (8692) 92-23-82; +7 (8692) 92-23-72; + 7 (978) 110-26-21, е-mail: chersonesedirector@mail.ru.
Источник: chersonesos-sev.ru
"Напротив Иосифа стоит беседующий с ним некий старец с посохом"
Вот ведь! В этом году меня наши прихожанки тоже про этого "старца" спросили, углядев его на иконе. Покопался кое-где и выяснил, что это — лукавый, искушающий прав. Иосифа, поэтому и Иосиф с таким кислым выражением лица сидит…