В апреле в московском музее-заповеднике «Коломенское» открылась выставка «Кокошник. Традиции красоты». Экспозиция представляет русские праздничные и повседневные, женские и девичьи головные уборы середины XVIII — конца XIX века. Головные уборы являются неотъемлемой частью русского народного костюма. Они передавались в крестьянских и купеческих семьях из поколения в поколение, что делает их ценными для изучения и понимания материальной культуры России.

Кокошник — головной убор замужней женщины, полностью покрывавший волосы. Быть с непокрытой головой при посторонних или на улице считалось для замужней женщины позором.

Лицевая часть кокошников обильно украшалась жемчугом, перламутром, цветными стеклышками или настоящими драгоценными камнями, позументом, вышивкой, вставками узорчатой шелковой ткани или цветной фольги. Затылочная часть выполнялась из шелка или бархата и украшалась узором из золотных нитей. Вместе с тем, несмотря на общие характерные черты отделки, одинаковый крой и форму в каждом конкретном регионе, невозможно найти хотя бы два кокошника, которые были бы полностью идентичны.
Помимо кокошников, бытовали самые разнообразные виды женских головных уборов, которые также можно увидеть на выставке: кики и сороки, повойники и волосники, а также девичьи головные уборы — повязки и венцы.

В Среднем Поволжье в силу этнокультурных особенностей заселения края в русскоязычной среде бытовали элементы как северорусского (сарафан и кокошник), так и южнорусского (понева и кика) традиционных костюмных комплексов. Таким образом, в собрании музеев республики Татарстан оказалось большое количество разнообразных по типологии и происхождению предметов русского народного костюма, представляющих безусловный интерес благодаря своему разнообразию. География происхождения головных уборов, представленных на выставке, обширна: Архангельск, Олонец, Ярославль, Кострома, Галич, Тверь, Москва, Тула, Рязань, Воронеж, Владимир, Нижний Новгород, Поволжье, Казань, Свияжск, Уфа.

В дальнейшем сложились локальные традиционные формы народного костюма, содержащие элементы одежды, характерные только для данной местности. Это коснулось и головных уборов. Например, так называемые однорогие кокошники с выпуклой частью надо лбом были характерны для Олонецкой губернии. Высокие островерхие кокошники говорят о том, что их обладательницами были женщины, живущие в Костроме или Ярославле. Двурогие кокошники в виде полумесяца бытовали во Владимиро-Нижегородской местности, откуда распространились по Среднему Поволжью, и т.д.
Также в экспозиции представлены праздничные женские наряды Архангельской, Воронежской и Казанской губерний; шелковые золототканые платки, лубок и живопись.

Проект организован совместно с Национальным музеем республики Татарстан, Государственным музеем изобразительных искусств Республики Татарстан, Этнографическим музеем Казанского федерального университета и Государственным историко-художественным музеем «Новый Иерусалим».
Комментариев пока нет