В Донецке, в Краеведческом музее восстановленном после разрушительного обстрела в 2014 году, 14 июля состоялось открытие выставки старообрядческих икон и церковной атрибутики. Выставка получилась объемной — для экспонатов выделили просторный светлый зал, площадью около 70 квадратных метров, словно по заказу озаренный летним солнцем.
Звоном древних колоколов, привезенных из старообрядческого храма в Макеевке (город-спутник Донецка), выставку открыл помощник о. Димитрия Гарбузова. Сам же о. Димитрий рассказал, что все представленные экспонаты, в том числе уникальные Библии XVII-XIX веков, написанные кириллицей на старославянском языке, а также старообрядческие иконы, облачения старообрядческих священников, церковная утварь и многие другие экспонаты — его личная собственность.
Директор Донецкого Центра Института востоковедения М.Л. Швецо на открытии выставки рассказал:
Эта выставка не только попытка найти взаимопонимание между церковными конфессиями. Это не просто уважение к истории — это та эпоха, в которой отражена многогранная история России.
В официальной части открытия выставки приняли участие председатель Народного Освободительного Движения (НОД) ДНР И.П. Береговой и доцент кафедры русского языка Донецкого Медицинского Университета кандидат филологических наук Л.Е. Шопотько, а также сотрудники Краеведческого музея.
После приветственных слов выступающих, о. Димитрий провел экскурсию по выставке, которая продолжалась около часа. В начале своего экскурса отец Димитрий рассказал о выдающихся старообрядцах России. Посетителям выставки было интересно узнать, что старообрядчество исповедовали: Денис Давыдов (поэт, генерал-лейтенант, герой Отечественной войны 1812 года), Иван Кулибин (русский механик и всемирно известный изобретатель), Михайло Ломоносов (русский ученый, естествоиспытатель).
Отдавая дань павшим в Великой Отечественной войне, организаторы выставки в самом начале экспозиции разместили портреты своих староверов, которые погибли во время Великой Отечественной войны, защищая Родину.
Это мой Бессмертный полк, — сказал отец Димитрий, указывая на портреты, на которых под георгиевской лентой стояла подпись: «Павлов Иван Михайлович, майор ВВС, герой Советского Союза, и Гарбузов Варфаламей Лиферьевич, участник ВОВ, сбивал немецкие самолеты».
Далее следовал портрет уже нашего времени — надпись была краткой:
Позывной «Зуб». Погиб, защищая Донецкую Республику.
Отец Димитрий перешел к экспозиции икон, которые составляют бо́льшую часть выставки. Современные списки икон выполнены по каноническим спискам греческих и древнерусских икон. В написанных иконах чувствовалось не просто профессиональное письмо и вдохновленная рука мастера, но любовь верующего человека, хранящего душу в непорочности для написания святой иконы.
В религиозной культуре староверов принято выставлять иконы без окладов, которые свойственны новообрядцам. В отличие от новообрядческих икон, среди староверческих есть иконы святых, которых нет в святцах РПЦ, или они не имеют там широкого распространения. Особый интерес вызвали иконы святого Христофора, как представитель таинственного песьего народа, он изображается с песьей головой, и икона «Всевидящее Око», которые хотя и приняты в новообрядчестве, но широко не известны.
Рассказывая об иконах, о. Димитрий попутно растолковывал азы Писания, каноны христианской веры и отвечал на вопросы слушателей. Рассказ об экспонатах превратился в увлеченный диалог между священником и людьми, желающими узнать как можно больше о христианской вере.
В экспонатах выставки были различные таблицы-наставления, которые помогают верующему человеку сориентироваться в жизненном пространстве — как вычислить день будущей Пасхи, как выбрать себе жену (мужа), на ком можно жениться (выходить замуж) на ком нет, кириллица — принятая в старославянском написании, часы вечерни, обедни, ночных бдений.
Однако жемчужиной выставки стали древние книги — несколько Библий XIX века на старославянском языке, рукописная книга примерно того же периода.
На осторожный вопрос:
Не боитесь ли вы, что книги могут пропасть?
о. Димитрий уверенно ответил, что не боится:
Бог убережет. Того же, кто крадет церковные сокровища, ждут большие несчастья.
Известны случаи, когда ворованные из церкви вещи возвращали назад со словами:
Возьмите назад, с тех пор, как появилась в нашем доме ворованная в церкви икона, начались в нашей семье неожиданные смерти и другие несчастья, — рассказал отец Димитрий реальную историю, которая произошла в Грузии в староверческом храме несколько лет назад.
В конце экскурса о. Димитрий поделился своими планами:
Это не последняя выставка, еще я планирую организовать воскресную школу для всех желающих, особенно жду детей. Очень важно, чтобы дети изучали Библию с детства, тогда они не побегут ни в какие секты.
После открытия выставки книга отзывов оказалась заполнена благодарными посетителями, среди которых были и представители руководства ДНР, и рядовые жители города Донецка.
Исторический экскурс
Староверы прибыли на территорию современного Донбасса в XVII веке, спасаясь от гонений царского правительства. Здесь, на территории Дикого поля, примкнув к донским казакам, они чувствовали себя в безопасности. В XVIII веке прибыла следующая волна староверов из Подмосковья, которые компактно поселились на территории нынешней Луганской области (территория войска Донского) в месте слияния рек Беленькой и Белой, основав село Городище. Позже сюда прибыли староверы из Черниговской и Курской областей. Уже в XIX веке были известны поселения староверов в Бахмутском (территория современной Донецкой области), Старобельском и Славяносербском уездах (территория современной Луганской области). В селе Городище существовал староверческий Спасо-Преображенский монастырь.
Староверческие общины не подвергали истязаниям и жестким гонениям, но развиваться не давали, запрещая строить новые храмы и ремонтировать ветхие. После Великой Отечественной войны в Макеевку переселилась часть староверческой общины из Грузии. В настоящее время в Макеевке действует старообрядческая церковь. Старообрядческие общины сейчас известны в Донецке, селе Ольховатка, до войны 2014 года староверы проживали в поселке Широкино (в настоящее время гражданское население из поселка полностью эвакуировано).
Источник: rusplt.ru
Порадовался: "облачения старообрядческих священников, церковная утварь и многие другие экспонаты — его личная собственность."
Хорош старообрядец М.Ломоносов! Бороду брил, парик-панталоны носил, на лютеранке женился…..
И. Кулибин "всемирно известный изобретатель" чего? Может я не в том миру живу?
Хочу "таблицы-наставления … как выбрать себе жену (мужа), на ком можно жениться (выходить замуж) на ком нет….", мне поздно, так детям вычислю….
Статья как из районной многотиражки…..
Какого согласия оный отец Димитрий?
Насколько я знаю,из Новозыбковских.
http://www.portal-credo.ru/site/index.php?act=lib&id=2443